Дрезден |
||
Дрезден (нем. Dresden, в.-луж. Drježdźany) – город в Германии, административный центр Саксонии, на реке Эльбе примерно в двадцати километрах от границы с Чехией. Является одним из крупнейших центров промышленности, транспорта и культуры Германии. Население 510776 человек (2008). Город подразделяется на 19 округов, которые в свою очередь разделены на районы. Центр города – исторический район Альтштадт (Старый Город) – расположен на левом берегу Эльбы. На правом берегу – районы Нойштадт, Лошвиц, Пишен. Ближайшие районы на левом берегу: Котта, Блазевиц, Плауэн. Топоним «Дрезден», как, впрочем, и часть названий городских районов, имеет славянские корни. Впервые Дрезден (dresdene) документально упоминается в 1206 году в связи с судебным разбирательством между Майсеновской церковью и графом фон Дона из-за спорных территорий. Как город, уже в другом документе, Дрезден упоминается в 1216 году. С 1485 года Дрезден является столицей Саксонии. Наибольшего расцвета Саксония (и Дрезден, как ее столица) достигла при Августе Сильном в начале XVIII века. Тогда Саксония претендовала на ведущую роль среди немецких княжеств и вела постоянные войны с Пруссией. В результате Наполеоновских войн Саксония понесла огромные территориальные потери, значение Дрездена в политических делах Европы снизилось, но он по-прежнему считался одним из крупнейших культурных центров. В конце Второй мировой войны Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке. С 13 по 14 февраля 1945 года центр города был полностью разрушен в результате серии ударов английской и американской авиации. По ряду причин город практически не был защищен зенитными орудиями, а авиация ПВО не смогла взлететь. Число жертв составляет от 25 до 40 тысяч человек. После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Остальные развалины (а было разрушено около 75% зданий в городе) были просто снесены. На месте города фактически образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Власти ГДР построили вокруг восстанавливаемого исторического центра современные (на тот период) проспекты и многоэтажные здания. Восстановление центра заняло почти сорок лет – для этого, по возможности, использовались уцелевшие фрагменты, недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытесывались заново – они заметно выделяются светлым оттенком камня. Экономика Дрездена основывается на работе порта и производстве высокотехнологичных товаров (специализированное оптическое и медицинское оборудование, оборудование для торговли, компьютеры, музыкальные инструменты, машинное оборудование и инструменты). В 18 км от Дрездена, в Мейсене, на «фарфоровой мануфактуре Дрезден» (нем. Die Sachsische Porzellan-Manufaktur Dresden GmbH) с 1872 года производится знаменитый дрезденский фарфор. Изделия из фарфора изготавливаются и на предприятии «NPM Neue Private Porzellangesellschaft mbH Meissen/Germany». Фарфоровый колокольчик с цветами этого предприятия, купленный в Дрездене, можно увидеть в разделе «Растительные мотивы». Одно из самых знаменитых предприятий города – это одна из немногих в Европе фабрик по производству самых современных процессоров (концерн AMD и концерн Qimonda). Также в центре Дрездена расположено здание Фольксвагена по индивидуальной сборке особенно дорогих автомобилей (VW Phaeton) в присутствии заказчика. Все стены этого здания (Glaserne Manufaktur, стеклянная мануфактура) прозрачные – теперь это одна из многочисленных достопримечательностей города. В немецкой литературе Дрезден получил название Флоренции на Эльбе (нем. Elb-Florenz), но и за рубежом город широко известен своими памятниками архитектуры в стиле барокко, великолепными собраниями живописи и других произведений искусств. До 2009 года Дрезденская долина Эльбы входила в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Дрезденский замок-резиденция (нем. Dresdner Residenzschloss) – бывшая резиденция саксонских курфюрстов (1464–1485, 1547–1806) и королей (1806–1918) – является одним из старейших строений Дрездена. Первое упоминание о наличии крепостного сооружения в Дрездене относится к 1289 году. Каких-либо чертежей или рисунков того времени не сохранилось, и ученые предполагают, что первоначально это была крепость романского стиля. Внутренний двор крепости имел размеры, примерно, 35х40 м, на месте современной «Сторожевой башни». В результате реконструкций XV века Дрезденская крепость приобретает вид четырехстороннего трехэтажного замка итальянского «образца». Дальнейшая реконструкция замка активно проводилась в 1530–58 гг. при герцоге Георге Бородатом и его племяннике, саксонском курфюрсте Морице, при котором Дрезден становится резиденцией саксонских курфюрстов. В 1548 году он поручает архитекторам Гансу фон Ден-Ротфельзен и Бастиану и Гансу Крамер перестройку замка в стиле ренессанс. Тогда западный флигель был снесен, а новая постройка (Морицбау, 1558), была еще западней. Дополнительно достроили южный и северный флигели. На первом этаже западного флигеля было расположено «тайное хранилище», первоначально служившее для хранения сокровищ, денег и ценных документов курфюрста. Во внутреннем дворе замка по образцу французского замка были построены три угловые башни. Стены были украшены картинами в стиле сграффити. Часть флигеля восточнее башни, которой не коснулась реконструкция, с этого времени стала называться Altes Haus (старый дом), во вновь выстроенной части, западней башни, была оборудована придворная капелла, в 1558 году вход из двора в капеллу был украшен золотыми воротами. В 1590–94 гг. с южной стороны был достроено еще одно здание, таким образом замок получил еще один внутренний двор. Следующая большая волна перестроек замка приходится на конец XVII – начало XVIII века. В 1674–76 гг. «Сторожевая башня» получила барочную крышу со шпилем, общая высота башни стала теперь 101 метр. С 1693 года резиденция получает еще одни «Зеленые ворота» с севера, расположенные точно под сторожевой башней. Во время правления Августа Сильного в 1701 году в замке произошел большой пожар. К 800-летию саксонской династии Веттинов, по приказу короля Альберта, в 1889 году началась новая большая реставрация и реконструкция замка и прилегающих строений. Работы под руководством Г.Дунгера и Г.Фрелиха длились более 10 лет, и к 1901 году замок получил свой нынешний вид. Основные изменения коснулись южной стороны замка, здесь в 1900 году было достроено еще одно здание с крытым переходом, в стиле необарокко, во дворец Ташенберг. Северная «Эльбская сторона» замка была соединена таким же переходом с кафедралом. Таким образом дворец Ташенберг, где проживала королевская фамилия, был связан внутренними переходами через замок c кафедралом, и с Иоганнеумом через галерею «Длинный проход». В настоящее время в замке, восстановленном после бомбежки 1945 года, расположены: «Грюнес Гевельбе», «Ноес Грюне Гевельбе», «Музей монет и наград», «Музей гравюр». Кроме этого проводятся различные тематические выставки, на которых экспонируются произведения искусств как старых так и современных мастеров.
Музей «Грюнес Гевельбе» (нем. Grunes Gewolbe – Зеленые своды) – знаменитая коллекция драгоценностей в Дрездене, бывшая княжеская сокровищница Веттинов. Название самой богатой коллекции драгоценностей в Европе происходит от когда-то окрашенных в малахитово-зеленый цвет, а сейчас закрытых зеркалами колонн зала «Pretiosensaal». В XVI веке здесь хранили сокровища курфюрстов. Саксонский курфюрст и король Польши Август Сильный в 1723–1729 гг. повелел обустроить в 9 залах кунсткамеру, где посетители могли познакомиться с художественными экспонатами и раритетами, собранными им и его царственными предшественниками. В ходе строительных работ к старым помещениям Зеленых сводов были присоединены дополнительные 8 комнат. Архитектурный проект сокровищницы выполнил М.Д.Пеппельманн, автор Цвингера, внутреннее оформление было поручено Р.Леплату. Во время февральской бомбардировки Дрездена в 1945 году было разрушено три из девяти залов сокровищницы. Сами экспонаты за несколько лет до этого были перевезены в крепость Кенигштайн. В конце Второй мировой войны они были отправлены в СССР и были возвращены в ГДР по решению советского правительства в 1958 году. С 1959 года до начала 2004 года экспозиция «Грюнес Гевельбе» временно располагалась в дрезденском Альбертинуме. 7 сентября 2004 года открылись 10 выставочных залов «нового Грюнес Гевельбе» на втором этаже западного крыла дворца-резиденции. 1 сентября 2006 года после реконструкции открылись «исторические Зеленые своды», занимающие 2000 кв.м. на первом этаже дворца. Их интерьеры были восстановлены по сохранившимся документам 1733 года и максимально воспроизводят оригинальный облик сокровищницы Августа Сильного. Сейчас в коллекции саксонских курфюрстов и королей насчитывается более 4000 уникальных произведений искусства. Многие известнейшие произведения в экспозиции музея были созданы придворным ювелиром Й.-М.Динглингером и его сыновьями: «Мавр с изумрудным штуфом» (скульптура из грушевого дерева, украшенная изумрудами, рубинами, сапфирами, топазами, гранатами, альмадинами с деталями из черепашьего панциря, 1724); «Фигурная композиция «Дворцовый прием в Дели в день рождения Великого Могола Аурангзеба» (настольная композиция миниатюр размером 58х142х114 см, состоящая из 137 человеческих фигур, а также животных, украшенных 5223 бриллиантами, 189 рубинами, 175 изумрудами, одним сапфиром и 53 жемчужинами, 1701–1708); «Обелиск Августа» (картуш высотой около 2,3 м с овальным изображением Августа Сильного в центре, 1719–1721); «Купальня Дианы» (чаша из халцедона в золотой оправе высотой 38 см, украшенная жемчугом, бриллиантами, эмалью, 1719–1721); золотой кофейный сервиз (золото, серебро, эмаль, слоновая кость и около 5600 бриллиантов, 1697–1701). Помимо произведений придворных ювелиров в Грюнес Гевельбе представлены уникальные шедевры искусства. Часть из них были подарены саксонскому курфюрсту европейскими монархами: Дрезденский зеленый бриллиант из Индии (41 карат); Белый саксонский бриллиант (48 карат) и сапфир (648 карат) от Петра Первого; Вишневая косточка с 185 портретами (1589); Янтарный шкаф-кабинет (1742, Кенигсберг) от короля Пруссии Фридриха Вильгельма I. Гарнитуры ювелирных украшений в Грюнес Гевельбе составляют самую крупную коллекцию драгоценностей Европы. Самые ранние из них были изготовлены еще для Августа Сильного. В коллекции в зависимости от используемого материала выделяется шесть разных стилей. Из благородных камней использовались сапфиры, карнеолы, бриллианты, рубины и жемчуг. В экспозиции присутствует значительное количество богато украшенных сосудов для питья, в том числе бокал Мартина Лютера и чаша для питья Ивана Грозного. «Шествие князей» («Княжеская процессия», «Фюрстенцуг» – нем. Furstenzug) –настенное плиточное панно из мейсенского фарфора (1904–1907). Это самое большое в мире фарфоровом панно, составленное из уложенных бесшовно плиток. На нем изображена торжественная конная процессия, отражающая тысячелетнюю историю саксонского княжеского дома Веттинов. «Фюрстенцуг» размещен на внешней стене галереи «Длинный ход», составляющей северную стену конюшенного двора «Штальхоф» в комплексе дрезденского дворца-резиденции. В 1589 году эту стену украшала картина, выполненная известковыми красками. В 1872–1876 годах по случаю 800-летия княжеского дома Веттинов художник В.Вальтер создал на ее месте картину в технике сграффито. В 1904–1907 годах недолговечная картина на открытом воздухе была перенесена на керамическую плитку. Панно практически не пострадало во время бомбардировок Дрездена в конце Второй мировой войны: пришлось заменить всего лишь 200 плиток. Реставрация панно проводилась в 1979–1980 годах. В 2006 году в праздновании 800-летия города Дрезден участвовала живая картина «Шествие князей», воссоздавшая знаменитое панно. Фактические данные: длина 102 м; высота 9,5 м; площадь 957 кв.м; количество плиток – около 25000. В «Шествии князей» принимают участие 94 человека: 35 маркграфов, курфюрстов и королей Саксонии, а также 59 ученых, художников, ремесленников, солдат, детей и крестьян. На картине также присутствуют лошади и две борзые собаки. Все Веттины, за исключением Генриха I, графа в Эйленбурге (ок. 1089) и последнего короля Саксонии Фридриха Августа III, изображены в хронологическом порядке их правления и снабжены подписями с указанием периода правления. Интересно, что в большинстве источников указано лишь 93 участника процессии. 94-й участник был обнаружен совсем недавно, в ходе подготовки «живой картины»: он скрыт свитой правителей, виден только его головной убор и флаг. Женский пол представлен в процессии единственной девочкой. |