Падуя

Базилика Св. Антония

Падуя (Padova) – город на севере Италии, на Паданской равнине, в области Венеция, в 35 км к западу от Венеции. Население 203 тысяч человек (2001).

город основан этрусками в середине I тысячелетия до н.э. Упоминания о Падуе IV века до н.э. (лат. Patavium) имеются у древнеримского автора Тита Ливия. В 601 году Падуя была почти полностью разрушена лангобардами, но вскоре восстановлена. В начале XII века Падуя была свободным сообществом и во второй половине следующего столетия она распространила свое влияние и за пределы коммуны, столкнувшись с императором Арриго VII и семейством La Scala (1311–1329). Во время длительной войны к власти в Падуе пришло семейство Da Carrara. В течение XIII-XIV вв. Падуя вступила в период развития культуры и искусства. Построен первый ряд городских стен, Palazzo della Ragione, собор Сан-Антонио (St. Anthony) и церковь Eremitani. В 1222 году в Падуе был основан Университет, второй в Италии, в который приезжали преподаватели и студенты со всей Европы, здесь преподавали Помпонацци, Везалий, Галилей и другие. И Данте, и Петрарка останавливались в Падуе. Главенство семьи Da Carrara закончилось в 1405 году: в городе установилась власть Венеции. Падуя оставалась лидером в области искусств по крайней мере до середины XV века. В XVI века в Падуе продолжалось строительство: построен новый ряд фортификационных стен, Palazzo del Capitanio, базилика S. Giustina и новый Кафедральный Собор. Университет также переживает период расцвета: появляется Ботанический сад, анатомический театр и Palazzo del Bo, где преподавал Галилео Галилей.

Внутренний двор монастыря францисканцев-миноритов

В течение следующих трех веков Падуя переживает медленный экономический упадок, отраженный в скромной архитектуре частных и публичных зданий того времени. Последним значительным событием в градостроительстве стала перестройка Prato della Valle (1775). После падения Венецианской республики (1797) и периода правления Наполеона, Падуя перешла в руки Австрии (1813) и принадлежала ей до 1866 года, когда город был аннексирован Итальянским Королевством.

Памятник кондотьеру Гаттамелане

Новый период экономического роста начался в первые годы XX века благодаря развитию промышленности, торговли и сферы услуг; в период между двумя мировыми войнами рост еще усилился, а за последние тридцать лет Падуя стала одним из важнейших центров Северо-Восточной Италии. В городе развито производство искусственного волокна и разнообразное машиностроение (в том числе производство станков, приборов, велосипедов, сельскохозяйственных машин; моторостроение), электротехническая, пищевая, обувная, швейная, мебельная и деревообрабатывающая, бумажная, полиграфическая промышленность. В настоящее время Падуя является важным транспортным узлом; судоходный канал связывает ее с Адриатическим морем.

О португальском монахе-проповеднике и чудотворце XIII века Св. Антонии знает весь католический мир, паломничество к его мощам проходит круглый год, ведь надежда излечиться от тяжелых недугов умирает последней. Родившийся в 1195 году в Лиссабоне, Фернандо становится монахом-францисканцем еще при жизни Св. Франциска. Он много проповедует, совершает чудеса именем Господа. После смерти в 1231 году его тело было захоронено в церкви Богоматери, граничащей с монастырем францисканцев. Впоследствии церковь полностью реконструировали в венецианском стиле, и она получает название «Базилика Св. Антония». Фасад базилики с треугольной короной ломбардского стиля увенчан высокой остроконечной колокольней со шпилем. Интерьер храма украшен многочисленными капеллами: капелла Святого Сердца, капелла Святого Джакомо, капелла Мадонны Мора, капелла блаж. Луки Беллуди. А в капелле Сокровищ помещены реликварий с подбородком Св. Антония и реликварий с его языком, которые является предметами особого поклонения христиан. Центральный алтарь базилики украшен статуями Донателло, который прожил в Падуе около 10 лет.

Капелла дельи Скровеньи

Рядом с базиликой расположен монастырь францисканцев-миноритов, в который можно попасть через восточные ворота храма. В центре монастырского двора («Двор Капитула или Магнолии») растет многовековая магнолия, а по бокам расположены средневековые памятные плиты и саркофаги. Отсюда можно пройти во второй двор – «Послушников» (XV века). Есть еще «Двор Библиотеки» и маленький двор «Парадизо».

В сувенирном магазине при Базилике среди многочисленных фигурок Св. Антония и свечей наше внимание привлек металлический брелок для ключей в виде колокольчика. В одной его стороны – изображение собора, с другой – сам Св. Антоний. Колокольчик помещен в раздел «Колокольчики-предметы и предметы-колокольчики».

Перед Базиликой Сан-Антонио установлен памятник кондотьеру Гаттамелане (1443–1446 гг.) работы Донателло. Этот памятник стал в Италии первым изделием из бронзы со времен античности.

Здание Адмиралтейства

на площади Синьории

На площади руин римского амфитеатра стоит Капелла дельи Скровеньи (Capella degli Scrovegni) (1303–1305), известная также как церковь на Арене. Банкир Энрико Скровеньи дал обет построить часовню во искупление грехов своего отца, ростовщика и скряги. В 1305 году он поручил Джотто расписать часовню. Художник был тогда в зените славы и создал целый цикл из 37 фресок с эпизодами жизни Богоматери и Иисуса Христа. Лучшая фреска «Страшный суд» расположена над входом в Капеллу. Недавно ее отреставрировали, и фрески, которым уже около 700 лет, засияли, как написанные вчера.

На площади Синьории возвышается здание Адмиралтейства. В 1532 году для реконструкции здания был приглашен веронский архитектор Джованни Мария Фалконетто. По его замыслу величественная триумфальная арка поддерживает механические часы (возможно, первые в Италии), спроектированные мастером Новелли и реализованные в 1437 году братьями Калдиере. Механизм этих часов уникален, кроме времени они показывают день недели, месяц, фазу Луны и знак Зодиака. Согласно легенде, мастер установил вместо Лиры клешни скорпиона, дабы отомстить заказчику за нерегулярную оплату работ.

Внутренний двор

Университета

В 1222 году, под влиянием епископа Джордано и мэра Руска, по просьбе студентов и профессоров из Болоньи, в Падуе зарождается первый Университет – юридический. Постепенно Университет расширяется и в конце XIX века ему отводится целый городской квартал. Уже в XVI веке учебный комплекс было решено реконструировать, для чего был приглашен архитектор Андреа Марони. 

Caffe Pedrocchi

На одной из самых больших площадей города находится Caffe Pedrocchi, здание в неоклассическом стиле с элементами готики по проекту Giuseppe Jappelli (1831). Оригинальный и редкий пример здания со многими функциями: на нижнем этаже находится кафе, а комнаты наверху, декорированные в различных стилях, являются концертным и конференц-залами. Это до сих пор самое роскошное кафе в городе.

Palazzo (дворец) della Ragione был построен в 1218 году общиной Падуи для заседаний суда на месте средневекового Муниципалитета. В 1306–09 годах под руководством архитектора Джованни Эремитани были внесены некоторые изменения. Центральный корпус, украшенный галереей на втором этаже, имеет крышу в форме киля, покрытую свинцовыми листами. Интерьер здания украшен великолепными фресками XIV века. Верхний этаж занимает единственный огромный зал, целиком украшенный фресками на астрологические и религиозные темы.

Палаццо Делла Раджоне

Огромная площадь (88620 квадратных метров) – Прато делла Валле – многое повидала за века своего существования. В римскую эпоху здесь размещался императорский театр, в Средние века проходили церковные праздники и представления, палио (конные скачки), выставки и ярмарки. Но постепенно площадь пришла в упадок и превратилась в заболоченное место. В конце XVIII века архитектор Доменико Черато осушил площадь, прорыв канал, в результате чего возник остров Меммия, в центре которого располагается фонтан. Аллеи украшены огромными вазами и 78 статуями выдающихся личностей Падуи.

Прато делла Валле

Рядом с площадью Прато находится огромная базилика Св. Джустины с девятью куполами и колокольней. Она была построена в XVI веке в честь св. Джустины, погибшей в 304 году. Интерьер базилики украшен ионическими колоннами и наборным полом из красного, желтого и синего мрамора. В базилике хранятся шедевры многих итальянских мастеров.

Базилика Св. Джустины

О процветании Падуи во времена Древнего Рима говорят экспонаты городского музея Чивико Эремитани, где представлены коллекции монет, скульптуры и археологических находок. В пинакотеке собраны произведения великих венецианских мастеров: Джорджоне, Беллини, Тициана и Тьеполо.  

К другим достопримечательностям Падуи можно отнести церковь Эремитани (1276–1306) с деревянным потолком и угловым внешним портиком работы Фра Джованни Эремитани и фресками Андреа Мантенья, а также Римский амфитеатр (60 г. до н.э.).

Вообще Падуя известна как город «трех без»: «Святой без имени» (речь идет о соборе Св.Антония, который жители Падуи называют просто «Святой»); «луг без травы» (речь идет о площади Прато делла Валле («прато» в переводе с итальянского означает «луг»), площадь жители называют просто Прато/Луг) и, наконец, «кафе без дверей» (речь идет о знаменитом кафе Педрокки, которое когда-то было открыто 24 часа в сутки).

По материалам БСЭ, Словаря современных географических названий

(под общ. ред. акад. В.М.Котлякова. – Электронное издание. –

Екатеринбург: У-Фактория, 2006) и сайтов www.italy-sigmatur.ru,

www.danko.ru, www.europa.km.ru.

 

Hosted by uCoz