Остров Мурано

На Мурано

Мурано (итал. Murano) – один из крупных островов Венецианской лагуны. Находится в 2 км к северу от острова Риальто. Зачастую остров называют «малой Венецией». Остров соединён с центральной частью Венеции с помощью линий вапоретто. Начиная с XVI века остров был местом развлечения венецианцев. На острове размещались виллы, сады, фонтаны. Но самую большую известность этому островку принесло традиционное производство венецианского стекла

Стеклоделие как организованный промысел зародилось в Венеции в ХIII веке. Самые ранние стеклянные изделия представляли собой бутылочки для разных церковных нужд, вина или масла, столовую посуду и другие изделия чисто утилитарного назначения. К середине XV века в производстве стекла на острове происходит радикальное изменение: потомственный стекольщик Анджело Баровьер (первое упоминание о фамилии Barovier относится к XIII веку) изобретя хрусталь – «cristallo» – особо прозрачное стекло, прославил венецианское стекло на весь мир. Древнейшее изделие из венецианского стекла – бокал зеленого стекла в форме четырех лепестков с золотой каймой – относится к концу XV века.

Во внутреннем дворе Музея стекла

Первоначально все мастерские находились на территории Венеции, но концу XIII века, в связи с повышенной пожароопасностью стекольного промысла для города и необходимостью сохранить профессиональные секреты мастеров, было принято решение о выносе стекольного производства за черту города. В 1291 году городские власти переводят стекольные мастерские на группу островков в Венецианском заливе, объединенных в остров Мурано и расположенных в 1,5 км от Венеции. Мурано был заселён уже в период Римской Империи и получил название Ammurianum. До X века Мурано являлся важным коммерческим поселением и городом-портом. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с островом Мурано, а стекло носит наименование МУРАНСКОГО.

Сегодня население Мурано равняется 6000 человек. Во дворце Джустиниани на Мурано, находится Музей стекла, в котором собраны множество экспонатов из стекла, с древних времен по XVIII в.: римское, египетское стекло, стеклянные изделия местного и зарубежного производства.

Венецианские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении различных украшений и сосудов. Венецианским изобретением являются «сосуды в сетке», вазы-диатрета, «венецианское стекло» обычно декорировано золотом, цветными стеклянными нитями, мелкими пузырьками («мошкой»). Основной специальность стеклоделов было изготовление украшений из цветного стекла – бус, бисера, искусственного жемчуга, поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней. Особого внимания заслуживают подделки под медный авантюрин, яшму и агат как наиболее сложные в исполнении. Большой известностью пользовались венецианские зеркала. Известно, что венецианский посланник поднес зеркало Марии Медичи в качестве свадебного подарка (1600 г.). Оно имело размеры всего 14 х 16 см, но не имело цены.

Изделия из венецианского стекла

В XV–XVI веках слава муранского стекла становится поистине триумфальной. По приданию, венецианским мастерам запрещалось покидать территорию острова, тем, кто осмеливался бежать, грозила смерть. Мастеру Джорджио Балерино удалось обмануть тайных убийц республики и убежать с острова, он осел в Германии, где позже открыл собственную мастерскую.

К сожалению, XVII век принес упадок славным традициям. Нежные изящные изделия венецианских мастеров уступили место тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии. В 1797 г. наполеоновские войска оккупируют Венецию и к 1806 г. уничтожают все цеха и фабрики по производству стекла на Мурано. Присоединение Венеции в 1814 г. к австрийской империи Габсбургов, покровительствовавших богемскому стеклу, поставило жирную точку на перспективах продолжения старых традиций.

Возрождение венецианской стеклянной промышленности началось в 1854 г., когда братья Тосо основали фабрику по производству бытового стекла «Fratelli Toso» (Братья Тосо). В 1859 г. Антонио Сальвияти при финансовой поддержке англичан открывает еще одну фабрику «Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo». Сальвияти сосредоточил свое внимание на производстве стеклянной плитки для реставрации пришедшей в упадок венецианской мозаики и создания новых полотен. Освобождение Венеции из-под гнета Габсбургов дало мастерам свободу творчества. Нашлись и местные самородки, как например, Lorenzo Radi (Лоренцо Ради), сумевшие за короткий период воскресить сложную технику стеклянного производства и восстановить, казалось бы, навеки утраченные навыки и умения. Вскоре на стеклянной карте Мурано появились новые имена – Fratelli Barovier (Фрателли Баровьер) и Francesco Ferro & Figlio (Франческо Ферро э Фильо).

Церковь Санти-Мария э Донато

В 1895 г. после проведения Первой венецианской биеннале Венеция получила совсем иной статус в художественном мире. Новые дизайнерские решения потребовали создания новых форм и принципов оформления, но изделия Мурано по-прежнему сохраняли свое подчеркнуто прикладное назначение и яркий декоративный характер. Совершенно новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 году Giacomo Cappellin (Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини). XX век открыл для муранского стекла новые возможности – многие выдающиеся художники, такие как Тулуз-Лотрек, Боннар, Пабло Пикассо, Ханс Арп, Жорж Брака, Марк Шагал обращаются к муранским мастерам с просьбами о совместной работе. Мурано превращается в один из знаменитых центров современного искусства. В начале 1950-х годов Пеги Гуггенхайм, создательница коллекции Музея Гуггенхайма, организовала первые большие выставки «стеклянного искусства» в крупнейших музеях Европы и Америки, сделав этот вид искусства популярным во всем мире. И далее с муранскими мастерами сотрудничали выдающиеся художники и дизайнеры – Пьер Карден, Этторе Соттсасс, Рикарда Ликата, Йоичи Охира, Тапио Вирккала.

Церковь Сан-Пьетро Мартире

Сегодня, как и много лет назад, на острове Мурано открываются новые фабрики и мастерские. И как много лет назад, изготовление стеклянных предметов – от посуды до зеркал – осуществляется лишь тремя способами: выдуванием, литьем и прессованием, причем последние два были изобретены только в XIX веке, так что старые мастера пользовались единственным приемом – выдуванием. В настоящее время Венеция, безусловно, остается лидером в производстве художественного стекла, прежде всего, благодаря техникам окрашивания и декорирования, в которых муранским стеклоделам нет равных во всем мире. В 1982 году в Италии широко праздновали тысячелетие венецианского стекла. И маленькие частные мастерские и крупные производители к этой знаменательной дате подготовили юбилейные изделия невероятной красоты, демонстрируя их в ведущих музеях всего мира.

Венецианское стекло связано и с Россией: в 1668 году Царь Алексей Михайлович повелел «вывезти к Москве из Виницеи мастеров скляничных самых добрых», таким образом, в селе Измайлово появился первый русский стекольный завод.

Помимо стекольного промысла к достопримечательностями острова относятся церковь Санти-Мария э Донато (VII в., реконструирована в XII в.) с мозаикой XII века и церковь Сан-Пьетро Мартире (XIV в.), в которой можно увидеть произведения Дж.Беллини и Веронезе.

В подразделе «Стеклянные колокольчики» можно увидеть два экземпляра работы современных итальянских стекольных дел мастеров.

По материалам Википедии, сайтов www.lafesta.ru,

www.alhimikov.net, www.italiancharm.ru, http://info.masterdom.ru

 

Hosted by uCoz