Париж |
|||||||||
Париж (фр. Paris) – столица Франции, важнейший экономический и культурный центр страны. Расположен на севере центральной части Франции, в регионе Иль-де-Франс, на берегах реки Сена. Девиз Fluctuat nec mergitur («Его качает, но он не тонет»). Административной границей Парижа является т.н. Периферийный бульвар – кольцевая автострада. В её живёт 2110 тыс. человек, однако население Большого Парижа (с пригородами – Булонский лес на западе и Венсенский лес – на востоке) достигает 9,8 млн. человек (2002). Площадь города составляет 105 кв.км (с парками) и около 87 кв.км – без них. Сена течёт через город с востока на запад, на правом, северном берегу доминирует холм Монмартр. На левом берегу доминирующей вертикалью является башня Монпарнас. В центре Парижа река распадается на рукава, омывающие два острова – Сите и остров Св. Людовика (Сен-Луи). Остров Ситэ является историческим центром Парижа, территория которого в настоящее время практически полностью занята дворцом правосудия и собором Нотр-Дам. Ещё один остров, Лебяжий, расположен в западной части города. Париж официально делится на 20 муниципальных округов, пронумерованных от центра к периферии по спирали.
Париж впервые упоминается в «Записках о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. В 52 году до н.э. он был захвачен римлянами. Цезарь назвал его Лютецией, что означало «болотистое место», и сообщил, что он расположен на острове на р. Сена, где живёт галльское племя паризиев. После того как здесь обосновались римляне, Лютеция превратилась в большой процветающий город. Во II веке Лютеция распространилась с острова на левый берег реки, где теперь Латинский квартал. Среди памятников этого периода сохранились общественные бани (термы Клюни) и т.н. Арена Лютеции. Начиная с III века город подвергался набегам германских варваров и норманнов, в результате чего поселение на левом берегу Сены было разрушено. В V веке под предводительством Св. Женевьевы была организована защита города от гуннов. Правление римлян закончилось к 508 году, и Париж стал столицей Меровингской династии франков. В 800-е годы строится крепость на острове Ситэ. Слабость поздних Каролингских королей Франции привела к усилению власти парижских графов: в 987 году Гуго Капет, граф Парижский, был избран королём Франции после смерти последнего каролингского короля, чем положил начало династии Капетингов на троне.
В XI веке Париж занял уже Правый Берег. Во времена Филиппа II Августа (1180–1223) были вымощены главные дороги, построена крепость Лувр, начали возводиться несколько церквей, включая Собор Парижской Богоматери. Несколько школ на Левом Берегу объединились в Сорбонну. В Средневековье Париж процветал как торговый и интеллектуальный центр. Такое положение было прервано эпидемией чумы в XIV веке и городскими беспорядками XV века, когда королевский двор был вынужден покинуть город почти на 100 лет. Когда на престол взошёл король Луи XIV (1643–1715), резиденция короля переехала из Парижа в Версаль. Французская революция начала штурм Бастилии 14 июля 1789 года. После учреждения Второй Французской Империи в 1852 году Наполеон III задумал полную перестройку города. С 1850 до 1914 года Париж переживает наибольший подъём в своём развитии. В 1870 году осадой Парижа завершилась Франко-Прусская война, за ней последовало образование Парижской коммуны (1871), но благодаря экономическому процветанию Франции, Париж быстро оправился после 1871-го. Восстановление было отмечено Всемирной Выставкой 1878 года, а затем Всемирной Выставкой 1889 года, приуроченной к 100-летию Французской революции. Специально для этого была сооружена Эйфелева башня. В 1890–1910е годы Франция переживала небывалый подъём и экономическое развитие. В 1900 году Париж принял у себя Летние Олимпийские Игры и организовал Всемирную Выставку 1900 года. К этому событию открылась первая линия метро.
Во время Первой мировой войны Париж сумел избежать вторжения войск Германии. В 1919 году, по окончанию войны, в городе состоялись мирные переговоры всех участвующих сторон. После войны Париж становится столицей культурной и художественной жизни. В 1924 году Париж опять принимал у себя летнюю Олимпиаду. В 1931-м Международная Колониальная Выставка (самая большая в истории) показала всё мощь французской власти. В июне 1940 года Париж был занят немцами, оккупация продлилась до конца августа 1944-го. Столица Франции – один из немногих крупных городов Европы, который почти не был разрушены войной. В послевоенный период Париж опять находится на подъёме развития. Разрослись пригороды, началась постройка делового района Дефанс. В конце 1960-х годов была возведена Башня Монпарнас, к югу от Люксембургского сада. В середине 1980-х годов в Париже периодически возникали волнения; в основном бунтующими были эмигрантских пригородов. Беспорядки повторились в конце октября–начале ноября 2005 года, когда в парижских пригородах были сожжены тысячи автомобилей и подверглись нападению некоторые общественные здания.
Нотр-Дам (Собор Парижской Богоматери) построен на месте христианской базилики, которую сменил древнеримский храм. Строительство Нотр-Дама началось епископом Морисом де Сюлли в 1163 году с хоров, затем возвели нефы и, наконец, в 1200 году, уже при епископе Эде де Сюлли, был закончен фасад, хотя строительство башен продолжалось вплоть до 1245 года. Затем, под руководством архитектора Жана де Шелля, приступили к постройке капелл в боковых нефах и хорах. Около 1250 года был закончен фасад с северной стороны трансепта, тогда как строительство фасада с южной стороны началось лишь 8 лет спустя. Таким образом к 1345 году собор был завершён. В 1793 году его хотели снести; спасло от этого посвящение богине Разума, культ которой ввёл Робеспьер. В 1802 году церковь вновь была освящена, и через два года, в 1804-м, папа Пий VII короновал в нём Наполеона I. Окончательная реставрация собора была осуществлена Виолле-ле-Дюком в 1844–1864 годах, а в 1871-м Нотр-Дам чуть не сгорел. Фасад собора разделён по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали – галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей. В центральном ярусе находится ажурное окно-розетка (1220–1225) диаметром около 10 м. Скульптурный декор центрального яруса образуют статуи Девы Марии с младенцем в окружении ангелов. Выше идет галерея из узких аркатур, объединяющая две боковые башни, которые так и не были завершены. На пилястре, разделяющем портал на две части – фигура Христа. На правом портале (Св. Анны, 1160–1170) рельефные изображения XII–XIII веков. Левый портал называется порталом Святой Девы. Размеры собора: почти 130 м в длину, 50 м в ширину и 35 – в высоту. Вместимость – более 9000 человек. Цилиндрические столбы диаметром 5 м разделяют церковь на пять нефов. В интерьере выделяются резные деревянные хоры XVIII века, статуя Пьеты скульптора Никола Кусту, статуя Людовика XIII (Гийома Кусту), статуя Людовика XIV (Куазевокс). Собор славится своими великолепными витражами, многие из которых – XIII века, например, южное окно-розетка, отреставрированное в XVIII веке.
Капелла Сент-Шапель была построена по заказу Людовика IX Святого для хранения реликвии – Тернового венца, купленной в Венеции в 1239 году. Создатель капеллы Пьер де Монтеро решил построить две церкви – одну над другой, и обе они были освящены в 1248 году. Консьержери – величественное здание на берегах Сены относится ко времени Филиппа Красивого (кон. XIII–нач. XIV веков). В настоящее время оно является частью Дворца Правосудия. С XIV века здание служило государственной тюрьмой. Здесь провела провела свои последние дни со 2 августа по 16 октября 1793 года Мария-Антуанетта. Её камеру графиня Ангулемская – единственная оставшаяся в живых дочь Людовика XVI – в 1816 году превратила в часовню.
Улицу Риволи, идущую параллельно Сене и соединяющую площадь Согласия с Площадью Бастилии можно по праву считать одним из величайших достижений Наполеона в области градостроительства. Проект был осуществлен архитекторами Персье и Фонтэном, но окончательно она была завершена только во времена правления Луи-Филиппа. На улице Риволи есть небольшая прямоугольная площадь – Площадь Пирамид, с трёх сторон окружённая домами с аркадами. В центре площади находится конная статуя Жанны Д'Арк (авт. Фремье, 1874). Ярким образцом «пламенеющей готики» стала Башня Сен-Жак высотой 52 м (1508–1522). На вершине башни – статуя святого Жака (1870, скульптор Шеньон). Площадь Шатле названа по имени древней крепости Гран-Шатле, возведённой здесь для защиты близлежащего моста Пон-о-Шанж. Крепость была разрушена при Наполеоне I. Современный вид площадь приобрела при Наполеоне III. В центре находится фонтан Шатле. Основание его украшено сфинксами и статуями. Колонна была воздвигнута в честь побед Наполеона I.
Отель-де-Виль (Ратуша) – раньше, в XVI веке, на этом месте находилось здание, построенное зодчим Доменико да Кортона в стиле ренессанс, но оно сгорело в время событий 1871 года Современное здание построено в том же стиле по проекту архитекторов Деперта и Баллю в 1882 году.
Пале-Рояль (Королевский дворец), построенный архитектором Лемерсье в 1624–1645 годах, первоначально был частной резиденцией кардинала Ришелье, а затем, по завещанию, после его смерти в 1642 году, перешел к Людовику XIII. В настоящее время здесь заседает Государственный Совет. Фасад здания украшен колоннадой, сооруженной в 1774 году. Пройдя через небольшой дворик с двойной колоннадой можно попасть в великолепный сад, спланированный в 1781 году самим королем Людовиком. Сад простирается приблизительно на 225 м в зелени вязов и лип и украшен статуями; с трёх сторон его окружают мощные колонны, а под галереями-аркадами теснятся букинистические и антикварные магазинчики. Гранд-Опера (Национальная академия музыки и танца, крупнейший в мире оперный театр) занимает 11 тысяч кв.м площади, вмещает более 2000 зрителей, а на его сцене могут одновременно находиться 450 актеров и статистов. Здание Гранд-Опера построено по проекту Ш.Гарнье в 1862–1875 годах. Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: «Большая лестница» отделана белым мрамором ценных пород; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом. Воздвигнуть храм Мадлен решил Наполеон в честь побед Великой армии (арх. Виньон, 1814). Церковь посвящена Св. Марии Магдалине и находится посреди одноимённой площади. Своими пропорциями и формой она напоминает классический греческий храм; фронтон украшен монументальным фризом (Лемер, 1834), изображающим сцену Страшного Суда. В интерьере только один неф, а над главным алтарем – «Вознесение Святой Магдалины» (итал. художник Марокетти). |