Богородск |
||||||||
Богородск – город в Нижегородской области, центр одноименного района. Расположен в Мещерском крае, в 43 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, на реке Рязанка, впадающая в Кудьму (приток Волги). Население 36045 человек (2010). Известен с XVI века как село Богородичное, Богородицкое или Богородское. Топоним этот, вероятно, связан с церковью, освященной в честь одного из праздников, связанных с почитанием Пресвятой Богородицы. Первые поселения в окрестностях нынешнего Богородска датируются еще II–III вв. до н.э. Тогда здесь проживали угро-финские народности: мурома, черемисы и мордва. Со второй половины XII века на мещерские земли приходят славяне. Первыми жителями села Богородское были жители Великого Новгорода, высланные в 1570 году из города Иваном Грозными. На это указывает названия улиц, по новгородскому обычаю называвшихся концами – «гончарный конец», «удалой конец», «вадский конец». В 1614 году село, вместе с 9-ю окрестными деревнями, было пожаловано царем Михаилом Романовым Кузьме Минину – как говорилось в грамоте – за «московское» очищение, да за «его, Козьмину – многую службу». В 1632 году Богородское переходит во владение княжеского рода Черкасских, а в начале XIX века владельцами села стали князья Шереметевы, «... значительно способствовавшие развитию промысла». А промыслом этим стало кожевенное дело, принесенное еще новгородцами. Кроме кожевенного дела, тогдашние богородцы были также хорошими шорниками и скорняками, поскольку село находилось на Московско-Нижегородской дороге и многие занимались извозом. В конце XVIII – начале XIX веков в Богородском насчитывалось около 120 кожевен, а к началу века ХХ-го их число выросло почти до 500. Вторым важным промыслом в селе Богородском был гончарный. По легендам, его тоже принесли выходцы из Великого Новгорода. Продукция богородских гончаров славилась по всей Нижегородской губернии. Здешнюю глину прикупали, для улучшения своей, мастера Арзамасского уезда, а кустари из Большого. Казаринова, выпускавшие черно-лощенную керамику, приглашали богородчан для обучения по изготовлению политой посуды. До революции в селе насчитывалось более 200 гончаров, среди них были целые династии: Стешовы, Зобнины, Жуковы. 30 июля 1923 года село Богородское получило статус города и, соответственно, стало называться Богородск. После революции все мелкие кустарные кожевенные предприятия были укрупнены и механизированы. Возникли новые крупные предприятия: кожевенные заводы имени Кашина, имени Юргенса, имени Калинина, имени Венецкого, Богородские обувная и кожевенно-галантерейная фабрики. Эти предприятия выпускали различные виды кожи – хром (опоек, шевро), юфть, полувал. Швейно-такелажный комбинат выпускал армейские ремни, полевые сумки, лучшую в России конную упряжь, кобуры для личного оружия, фуражки. Сейчас в Богородске осталось всего два кожевенных предприятия. До настоящего времени близ Богородска сохранились два древних монастыря – Дудин (XIV век) и Оранский (XVII век). Окрестности Богородска некогда называли «нижегородским Версалем», поскольку здесь находились усадьбы Шереметевых (д. Лазарево), Рукавишниковых (с. Подвязье), Бестужевых-Рюминых (д. Кудрешки). Центр Богородска сохранил черты богатого промышленно-торгового села ХIХ века. На улице Ленина и главной городской площади – Красной – можно увидеть дом купца В.В.Головастикова (здание банка), дом Е.И.Головастиковой (здание аптеки), а также Обжориных, Сургутовых, Лосевых и др. Чуть правее от центра города расположено еще одно из исторических мест – «Кабацкое болото». Как показали архивные документы, здесь в старые времена находился Царев кабак. На берегу Кабацкого болота также сохранились дома и постройки XIX века – дом и усадьба А.А. и В.В.Хохловых, усадьба Л.А.Лосева-Рощина. За Красной площадью находится старинный парк, в котором расположен краеведческий музей. На его фасаде установлена мемориальная доска в честь актера Анатолия Солоницына – любимого актера А.Тарковского. А.Солоницын родился в Богородске в 1934 году. В музее собраны экспонаты, рассказывающие о кустарных промыслах Богородска. Самый интересный из них – керамический самовар, изготовленный местными гончарами, и действующий в точности как металлический самовар. В конце 1990-х годов, когда кожевенный промысел в Богородске постепенно начал приходить в упадок, местные власти приняли решение возродить в городе второй старинный промысел – гончарный. В 2000 году при местном Доме ремесел открывается Центр развития гончарного искусства. Мастера Центра успешно продолжают традиции гончарного промысла, помогают возрождать технологии изготовления чернолощеной керамики. В июне 2004 года при Центре развития гончарного искусства открылся Музей керамики. Здесь можно узнать о разных направлениях в развитии керамики, увидеть показательные декоративные обжиги «раку» (японская традиция) и «обварка в мучной болтушке» (традиционный русский обжиг). В 2000 году появляется новая городская традиция – в дни города, проходящие в последние выходные июня, проводить фестиваль гончарного искусства «ГОРОД ГОНЧАРОВ». Начиная с 2002 года, в рамках фестиваля, проводится несколько профессиональных конкурсов среди мастеров: «Свободная терракота», «Домашнее задание». За лучшую, с художественной и профессиональной точки зрения, работу присуждается Гран-при фестиваля «Город гончаров». По традиции, лучшие работы остаются для оформления экспозиции местного музея гончарного искусства. На данный момент в экспозиции представлены более 600 работ 80 мастеров из 22 регионов России. Гости фестиваля могут поучаствовать в мастер-классах – самостоятельно изготовить изделие на гончарном круге или слепить его; расписать готовое изделие, а затем и обжечь его, используя различные виды декоративных обжигов – «раку», «обварка в муке», «молочный обжиг». А кто не имеет гончарных способностей, может купить изделия мастеров на выставке-продаже «Гончарная ярмарка». В этом году, 30 июня – 1 июля, проходил уже XIII по счету фестиваль. Я узнала про это мероприятие еще в мае, в июне были куплены билеты на поезд Москва –Нижний Новгород, выяснено, как добираться из Нижнего до Богородска, и вот мы в Богородске. Улица Ленина оказалась широкой, застроенной добротными одно- и двухэтажными домами с непременными кошками и собаками. Смутил, правда, один перекресток: пересечение улицы Ленина и Глухого переулка, зато порадовала табличка у светофора: «Красный свет для невоспитанных людей» и рассмешила вывеска магазина – «Вино-водка. Бытовая химия». В интернете я потом прочла, что в Богородске еще и «переулок Эсперантистов» имеется!
Рассматривая дома, вывески и домашних животных, мы дошли наконец до Красной площади. Площадь оказалась достаточно большой, и на ней стояла сцена, где шел какой-то концерт, стояли различные аттракционы, палатки с шарами, масками и прочими вещичками для развлечения. Народ катали на лошадях и пони. А у фонтана развернулась ярмарка! Были там разные вещички из ткани, лозы, бересты, продавались знаменитые Городецкие пряники. Свои изделия предлагали и богородские кожевники. Но для нас, естественно, самыми интересными были ряды керамистов. Ведь судя по официальному пресс-релизу в фестивале принимали участие 200 мастеров из более чем 20 регионов – Ленинградской, Московской, Владимирской, Саратовской, Самарской, Калужской, Челябинской, Ярославской, Костромской, Курской, Рязанской, Нижегородской, Омской, Смоленской, Вологодской, Псковской, Тульской, Пензенской областей, Татарстана, Республики Коми. Здесь я увидела уже знакомых керамистов – хлудневца Александра Заборских, Надежду Королькову из Смоленска, дивеевцев, тульскую «Дрёму», семью Щипановых из Балахны. Были и новые для меня мастера: богородчане; Галина Нефедова из Дзерджинска; суздальцы с красивой, но дорогой керамикой; дядечка (фамилию, к сожалению, не записала) со смешными фигурками… В общем, глаза разбегались. С ярмарки я уносила три авторских керамических колокольчика: сова пополнила раздел «Фауна»; колокольчик «Богородск», обожженный по технологии «обварка в муке» – подраздел «Географические объекты»; а дивеевская барышня «прописалась» в «Человечках». Находившись по ярмарке, мы отправились в Музей керамики, находящий в бывшем здании «Уголовно-исполнительной инспекции № 8». Уже около музея можно было увидеть девушку-гончара, демонстрировавшую большим и маленьким гостям фестиваля свой труд.
Рядом другая девушка учила детей лепить котов из глины, которые потом можно было обжечь. Продавались здесь и готовые изделия. Я купила тут авторский керамический колокольчик «Богородский куркуль» (раздел «Человечки»). Но самое интересное происходило справа от входа в Музей керамики. Развеселый гончар показывал здесь настоящее шоу декоративной обварки! Готовые изделия вынимались из печи после обжига. Затем их обваливали в опилках, поливали пивом, подсолнечным маслом, поджигали и охлаждали уже в воде. В результате этих действий на готовых изделиях появлялась сетка художественных трещин (это т.н. техника «кракле»).
В самом Музее керамики на первом этаже проходил мастер-класс по росписи эмалью различных вазочек, под которыми как раз и «издевался» мастер у входа. Далее были выставлены изделия, представленные на конкурс в этом году. О том, кто какие награды получил в этом году, расскажу ниже, но работы все были очень красивые. На втором этаже слева, в уютном зальчике, располагается собственно Музей керамики. Он составлен из работ, представленных на Фестивалях прошлых лет. а помещения справа – это гончарные мастерские. Там можно было и на гончарном круге поработать, и на печи для обжига посмотреть, и секреты технологий, в результате которых получается кристаллическая глазурь, узнать. Местные мастера гончарного дела, которые ходят в майках с надписью «Не богу горшки обжигают», говорят «Мы лишь придаем изделию форму, красота же рождается в огне».
Последним в ряду помещений был сувенирный салон, где гостям Богородска предлагается широкий ассортимент продукции от посуды с изящной росписью до высокохудожественных керамических изделий. Но, к сожалению, среди них не нашлось колокольчиков в технике «кракле». Пришлось пополнить подраздел «Керамика» своей коллекции авторским колокольчиком в технике «молочного обжига».
Уже по возвращении в Москву я нашла в интернете итоги XIII Фестиваля «Город гончаров». Гран-при и сертификат на сумму 10 тысяч рублей на приобретение материалов получила Шайахметова Дарья (с. Гжель Московская обл.). Дарья стала и победителем конкурса «Домашнее задание» (изразец) вместе с Гарифиллиной Людмилой (г. Рязань). Лучшим в конкурсе «Куркуль Богородский» стал Чернышов Александр (г. Богородск); также в этой номинации жюри особо отметило Скворцову Екатерину и Журавлеву Ольгу (г. Чебоксары). Победителем конкурса «Свободная терракота» стал Болоташвили Джемал (г. Ярославль). В номинации «За сохранение традиций» были отмечены Калимулина Ида Сафиевна (с. Абашево. Пензенская обл.), «За новаторство и творческий поиск» – Садовникова Ольга (г. Чебоксары). Обладателем первой премии конкурса «Иллюзия, лица, вазы» стал Чернышов Александр (г. Богородск), вторую премию получили Кузяев Николай (с. Елизарьево, Дивеевский район, Нижегородская обл.) и Безумнов Виктор (с. Велетьма, Кулебакский район, Нижегородская обл.). По традиции лучшие работы остались в Богородске и пополнили экспозицию местного Музея керамики. По материалам энциклопедии «Города России» (М.: «БРЭ», 1994); Поспелов Е.М. «Географические названия России» (М.: «Книжная находка», 2003); Википедии и сайтов www.bogorodskmash.ru/, www.master-raduga.nnov.ru/, www.nnov.org, www.nntv.nnov.ru/, www.promisly.ru, www.volgatourism.ru/ |