Москва. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного) |
|
Построен в 1555–61 годах на южной стороне Красной площади около Спасских ворот Кремля, над спуском к Москва-реке зодчими Бармой и Постником Яковлевым (но некоторым предположениям – одно и то же лицо) как храм-памятник в ознаменование победы над Казанским ханством (1552) и во славу павших русских воинов, на месте, где по совету митрополита Макария и повелению царя Ивана Грозного первоначально в 1552 году, в память казанских побед, был сoopужён каменный Троицкий и 7 деревянных храмов. Название «на рву» связано с тем, что через всю площадь, вдоль кремлевской стены, шёл глубокий и широкий ров (засыпан в 1813 году). Сначала строителям было наказано построить центральный храм Покрова с 8 приделами (включая находившийся на востоке Троицкий храм) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни решающих боев за Казань. Так, 30 июля (все даты – по старому стилю), в день святых Патриархов Константинопольских Павла, Александра и Иоанна (северо-восточный придел), был разгромлен большой отряд конницы князя Япанчи (в XVIII веке придел переосвящён во имя святителя Иоанна Милостивого). 30 сентября, в день памяти равноапостольного Григория Армянского (северо-западный придел), произошло взятие Арской башни и крепостной стены города. 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы (центральный престол), начался решительный штурм. 2 октября, в день святых Киприана и Иустины (северный придел), – произошло падение Казани (позднее придел переосвещён во имя святых мучеников Адриана и Наталии). Приделы были названы также во имя тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии. Предположительно, что посвящение юго-западного придела преподобному Варлааму Хутынскому связано с почитанием памяти Великого князя Василия III, который, приняв перед смертью постриг, стал носить в монашестве имя Варлаам. По случаю чудотворений от Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца, привезённой для реставрации из Вятки в Москву, южный придел был назван во имя святителя Николая Чудотворца. Один из приделов – в честь святителя Александра Свирского.
В процессе строительства зодчие отступили от первоначального наказа и ввели 9-й, западный придел, который был посвящён Входу Господню в Иерусалим, ассоциировавшемуся с торжественным возвращением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана Грозного. В 1552 году у стен Троицкого храма был похоронен известный юродивый святой Василий Блаженный, над гробницей которого в 1588 году к северо-восточному углу храма пристроили 10-й придел, освящённый в его честь и давший всему собору второе, более распространенное, имя. Симметрично ему в 1672 году над могилой блаженного святого Иоанна Московского (Большого колпака, похоронен в 1589 году) с юго-востока пристроили 11-й придел – Ризоположения (с 1680 года – Рождества Пресвятой Богородицы, в 1916 году переосвящён во имя святого Иоанна Блаженного). В 1670–90 годах вместо звонницы построена шатровая колокольня. В конце XVII века форма куполов изменена со шлемовидной на узорную луковичную, произведена многоцветная раскраска стен (XVII–XIX вв.). В конце XVI века собор был самым высоким зданием Москвы (свыше 60 м). Собор Василия Блаженного неоднократно подвергался пожарам, восстанавливался. Во время пожара 1739 года храм сильно выгорел изнутри. Его отреставрировали и покрасили в белый цвет. В 1812 году храм был разграблен французами. К 1817 году храм отреставрировали и вернули прежнюю многоцветную раскраску стен. Реставрировался в 1890-х, 1920-х, 1940-х, 1954–55 годах. На общем основании – высоком подклете – находятся 9 самостоятельных столпообразных зданий храмов – приделов собора, соединенных между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм, и обходной галереей (до 1690 года – открытая терраса-гульбище). Между 4 осевыми восьмигранными, ярусными по форме, приделами (Святой Троицы, святителя Николая Чудотворца, Входа Господня в Иерусалим, святых Киприана и Иустины) расположены 4 меньшие по высоте (Трёх Патриархов Константинопольских, преподобных Александра Свирского, Варлаама Хутынского, священномученика Григория Армянского). Те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы крестообразно вокруг возвышающегося над ними 9-го центрального ярусного башенного храма Покрова Божией Матери, завершённого шатром с маленькой главкой. Нижний четверик Покровского храма (высота от пола 46 м, внутренняя площадь всего 64 кв. м) переходит в восьмерик, его верхний, звездчатый ярус с тремя рядами кокошников заканчивается световым шатром. Приделы расположены (в плане) по углам двух квадратов, смещённых по отношению друг к другу на 45°, образуя как бы восьмиконечную звезду, которая повторена в основании центральной башни храма Покрова. Ассиметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав, орнаментальная роспись снаружи и внутри храма усиливают его живописность. В шатре и восьмерике центрального столпа сохранилась орнаментальная роспись XVI века, выполненная черной и красной красками по светлому фону (подобная роспись в шатре Троицкого придела). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI века о завершении строительства Покровского храма в 1561 году. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII веке пышным растительным орнаментом, включающим изображения цветов и трав.
Западный участок внутренней галереи
сохранил роспись XVI века, имитирующую кирпичную кладку. В XVIII–XIX веках
стены собора покрыты масляной живописью (при реставрации эта,
невысокого качества роспись, удаляется; фрагменты живописи XVIII века
в центральном храме сохранены). В 1919 года советская власть запретила употребление в церковной службе тропаря мученику Гавриилу, мощи которого почивали в соборе. В том же году расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов (причислен к лику святых в сонме Новомучеников Российских). В 1922 году власти конфисковали свыше 1 фунта золотых, более 24 пудов серебряных церковных украшений, бриллианты, алмазную звезду с бриллиантами. В 1923 году в части его помещений разместился музей. В 1929 году собор был закрыт, колокола сняты и переплавлены. В 1936 году храм хотели взорвать, т.к. он мешал проведению демонстраций, парадов и просто автомобильному движению. Но благодаря заботам реставратора-подвижника П.Д.Барановского эта идея не осуществилась. Вызванный в Кремль с целью получения указаний для обмера и составления сметы по сносу храма, Петр Дмитриевич под угрозой самоубийства потребовал отказа от этого черного замысла. Храм уцелел, а вот патриарха реставрации отправили в тюрьму и он первое, что он спрашивал у жены во время свидания, было: «Что, стоит?» – «Стоит, не сносят...» и только потом брался за принесенную из дома еду. Через полгода реставратора выпустили, а храм стал филиалом Государственного исторического музея. Первая после многолетнего перерыва Литургия состоялась 14 октября 1990 года. Богослужения проводятся по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе. Отношения между музеем и Московской Патриархией регулируются соглашением между Патриархией и Министерством культуры РФ. С западной стороны, перед зданием собора, установлена находившаяся прежде перед фасадом ГУМа скульптурная группа – памятник К.Минину и Д.Пожарскому (скульптор И.П.Мартос, 1818). В подразделе «Храмы, соборы» можно увидеть фаянсовый колокольчик в виде этого храма, колокольчик-магнит из полистоуна «Москва» с Храмом Василия Блаженного и металлический колокольчик «Москва» с изображением церкви на одной из его сторон. По материалам сайтов www.sobory.ru, http://r-oc.1gb.ru. |