Милан |
||||||
Милан (итал. Milano, на Миланском диалекте – Milan, от лат. Mediolanum, «в центре равнины») – главный город северной части Италии, расположенный в западной части Ломбардии, самого крупного региона Италии. Административный центр области и финансово-экономическая столица Италии. Население – 1,3 миллиона жителей, с пригородами (Большой Милан) около 3,5 миллионов (2001). Много веков город носил имя Майлянд (нем. Mailand), которое и по сей день является немецким названием города.
Предполагается, что Милан был первоначально основан кельтами Северной Италии примерно в 600 году до н. э., около 222 года до н. э. его завоевали римляне, давшие ему название «Медиоланум». В IV веке н.э., во времена епископа св. Амвросия и императора Феодосия I, город быстро стал столицей западной части Римской империи. После Остготского и Ломбардийского периодов в XI веке город восстановил свою роль и возглавил движение других итальянских городов Ломбардии в получении большей независимости от Священной Римской империи. Во времена Ренессанса Миланом управляли герцоги семейств Висконти и Сфорца, при дворе которых работали такие художники, как Леонардо да Винчи и Донато Браманте. В XV веке Милан был завоеван Францией, а затем, в начале XVI века, Испанией. В начале XVIII века Австрия заменила Испанию в роли миланского сюзерена. Во время Наполеоновских войн Милан был оккупирован в 1796 году войсками Наполеона и в следующем году стал столицей Цизальпинской республики, которая и стала в 1802 году – Итальянской республикой, а в 1805-м – Итальянским королевством. В 1859 году Милан вместе со всей Ломбардией сверг австрийское правление и вошёл в королевство Сардиния. Будучи важным индустриальным центром Италии, Милан был целью ковровых бомбардировок во время Второй мировой войны. Фактически город был частью марионеточного государства Итальянской Социальной Республики Муссолини и важным командным центром немецкой армии, размещённой в Италии. После окончания войны Милан был сильно разрушен, но вскоре был восстановлен и снова стал важным финансовым и индустриальным центром Италии.
Кафедральный собор. Центром Милана является Соборная площадь (Piazza del Duomo), украшение которой – Миланский кафедральный собор (Duomo), который является вторым по величине после собора Святого Петра в Риме. Его строительство началось в 1386 году по воле герцога Джан Галеаццо Висконти. Первый камень в основание собора заложил 23 мая 1386 года архиепископ Антонио ди Салуццо. Строился собор из кандолийского мрамора, добывавшегося в карьерах у Лаго-Маджоре. На том месте, где стали возводить Дуомо, в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах – храм Минервы, потом церковь Санта-Текла (IV век, разрушена в VI веке), а с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.
Архитектор Симоне да Орсениго создал проект гигантского здания с длинным трансептом, оснащенным боковыми нефами, и огромным многоугольным деамбулаторием. В 1400 году, когда строители собрались приступить к возведению сводов, француз Жан Миньо представил список из 54 дефектов, из-за которых здание неминуемо должно было рухнуть. Но итальянские мастера-каменщики не ошиблись в своих расчетах: собор не рухнул и по сей день. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году – после того как его торжественно открыл святой Карл Борромеи.
В 1769 году появился 104-метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы, и был издан декрет о том, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Фасад Дуомо был доделан позже всего: затянувшиеся работы начал подгонять только Наполеон, который решил, что регалии короля Италии он должен получить именно в Миланском кафедральном соборе. Хотя и после коронации работы над Дуомо не закончились: еще полтора века шла отделка интерьера, изготавливались по оригинальным рисункам XV века недостающие витражи и отливались бронзовые двери. Фасад собора представляет собой смешение готического, ренессансного и неоклассического стилей. Бронзовые двери украшены барельефами с изображением эпизодов из жизни Девы Марии и св. Амвросия. Мраморная кровля собора украшена 135 шпилями и башенками, бесчисленными статуями и горгульями. Отсюда открывается великолепный вид на город и снежные вершины Альп. В интерьере собора представляют интерес изображение святого Варфоломея, покровителя рыбаков и надгробие кондотьера Джан-Джакомо Медичи, которое долгое время приписывали Микеланджело, но в конце концов было атрибутировано Леоне Леони. Собор украшают резной цикл с житием святого Амвросия на деревянных хорах, французский бронзовый с золотом пятиметровый канделябр XIII века, два органа, состоящие из 13200 труб и 180 регистров, и, наконец, совершенно выдающиеся витражи, которые создавались на протяжении всего строительства: один из первых был подарен Коллегией нотариусов еще в 1473 году, а последний, живописующий деяния архиепископов Шустера и Феррари во время двух мировых войн, был преподнесен собору благодарными прихожанами в 1988 году. В соборе хранится один из гвоздей, которыми якобы был прибит к кресту Христос. Кафедральный собор изображён на миланском колокольчике, помещённом в раздел «Религия» подраздел «Храмы, соборы».
Кастелло Сфорцеско (Герцогский Замок Сфорца). Первый замок, значительно меньший, чем нынешний, был построен по приказу второго Галеаццо Висконти в 1368 году. Уже при следующем Висконти – Джан-Галеаццо (инициатор строительства Дуомо) – крепость была расширена. Строительные работы были продолжены и при последнем Висконти – Филиппо-Мария, который вызвал в Милан архитектора Брунеллески и повелел ему возвести что-нибудь совсем уж роскошное, но после его смерти часть замка была разрушена. В 1450 году к власти пришел Франческо II Сфорца, реконструировавший руины с помощью инженеров Джованни да Милапо и Марко-Леоне да Ногароло. Их сменил Антонио Аверулино по прозвищу Филарет, поставивший над главными воротами 70-метровую башню, которая так и называется – Филаретова башня. Второе название – башня Умберто II – появилось уже в XIX веке, когда башня (взлетевшая на воздух от взрыва пороха в 1521 году) была отреставрирована и украшена скульптурным портретом вышеозначенного монарха. К 1466 году замок был практически готов. Помимо герцогской резиденции и надвратной башни Филарета, к нему были добавлены две угловые башни, а перед крепостью вырыли ров, через который перекидывался деревянный мост. Следы устройства, поднимавшего и опускавшего мост, видны на стенах надвратной башни до сих пор. В 1469 году следующий Сфорца – Галеаццо Мария – заложил первый камень в основание внутреннего Герцогского дворца. В настоящее время замок Замок Сфорцеско – средоточие музеев и культурных учреждений, один из самых интересных памятников Милана. Зубчатые стены крепости длиной по 200 м, три внутренних двора, длинные коридоры, бойницы и башни не перестает удивлять туристов. Особого внимания среди экспонатов Замка Сфорцеско заслуживает «Пиета Ронданини» – последняя скульптурная работа Микеланджело, оставшаяся незаконченной. Для россиян замок интересен тем, что именно он является прототипом Кремля.
Галерея Виктора Эммануила II. Рядом с Соборной площадью начинается длинная пешеходная галерея, представляющая собой старейший в мире и очень красивый пассаж со множеством элегантных ресторанов, баров и модных магазинов. Она была построена во второй половине ХIХ века в форме креста. Арочные перекрытия и центральный купол галереи выполнены из металлических конструкций и стекла. Галерея построена практически одновременно с аналогичной галереей Умберто I в Неаполе, обе очень похожи и символизируют объединение Италии. Театр «Ла Скала». Является храмом оперного искусства не только Италии, но и всего мира. На сцене театра были впервые поставлены наиболее известные оперы Верди и Пуччини, здесь во всем своем таланте блистал великий дирижер Артуро Тосканини. Театр был построен в 1777 году на месте церкви Санта Мария делла Скала, его открытие торжественно состоялось в 1778 году постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа». Здание спроектировано в неоклассическом стиле, зрительный зал вмещает 2800 зрителей, а в центре площади перед театром, носящей то же имя, находится памятник Леонардо да Винчи. Церковь Санта Мария делле Грацие. Относится к периоду миланского Возрождения и была построена во второй половине XV века. К церкви примыкает трапезная старого доминиканского монастыря, на западной стене которой находится восхитительная фреска «Тайная вечеря», написанная Леонардо да Винчи в 1495–1497 годах. |