Усадьба Кузьминки (Москва) |
|||||||||||||||||
«Кузьминки» – архитектурно-художественный ансамбль русского классицизма 2-й половины XVIII – начала XIX веков, бывшая загородная усадьба князей Голицыных, с 1960 года находится в городской черте Москвы. Основана Григорием Дмитриевичем Строгановым в начале XVIII века. Наиболее раннее упоминание о поселении относится к 1623–24 годам. В составленной в то время писцовой книге Московского уезда фигурирует принадлежавшая Николо-Угрешскому монастырю «пустошь, что была Кузьминская мельница…». В документах конца XVII века её название встречается уже в несколько иной интерпретации – мельница Кузьминки. В 1702 году (или по другим данным, в 1704-м) Пётр I пожаловал эти земли купцам Строгановым. В 1715 году после смерти владельца имение унаследовали его вдова Мария Яковлевна и сыновья Александр, Николай и Сергей Строгановы. В основном обустройством усадьбы занимался старший из них – Александр Григорьевич. При строительстве вотчины выкорчёвывались вековые сосны и осушись болота. Тогда-то и появились на речке Голедянке первые искусственные пруды, впоследствии одна из главных ландшафтных достопримечательностей «Кузьминок». Построили деревянный господский дом, тоже деревянные хозяйственные постройки и церковь. В 1757 дочь Александра – Анна Александровна Строганова – вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына, получившего в числе её огромного приданого и Кузьминки, и Уральские заводы, где было изготовлено огромное количество самых разнообразных чугунных изделий для усадьбы: начиная от въездных ворот, памятников, оград и фонарей и заканчивая ажурными скамьями и диванами в парке. В конце XVIII века М.М.Голицын активно перестраивает усадьбу. В это время здесь работают архитекторы Баженов, Казаков, Еготов, Жеребцов. Во время Отечественной войны 1812 года Кузьминки были разграблены и разрушены французской армией. Восстановлением усадьбы занимался младший сын князя – Сергей Михайлович Голицын, с чьим именем связывают наивысший рассвет усадьбы.
В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая, деревянная, была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на её строительство. Та церковь была освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. Церковь сгорела в 1732 году. В вместо неё соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную, также сгоревшую 18 ноября 1758 года. Ныне существующая церковь была сооружена в два этапа. В 1759–62 годах выстроили церковное здание и отдельно стоящую деревянную колокольню (авт. проекта Жеребцов). Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р.Казакова в 1784–85 годах. В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируемая VII веком. Это одна из особо чтимых в Москве греческих икон, привезённая из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу в 1653 году. В настоящее время икона находится в церкви Ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков 2-й половины XVII–начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец упоминавшегося Григория Строганова. По построенному храму местность получила название – село Влахернское (Влахерна – это местность в Константинополе, где стояла церковь с чудотворной иконой). День 2 июля стал местным христианским праздником Влахернской иконы Божьей Матери. В 1920 году Влахернская церковь была закрыта, икона Божьей Матери передана в Успенский храм в Вешняках, а затем в 1941 году поступила в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день. Лишь в 1992 году здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами св. Сергия Радонежского и св. Александра Невского было передано патриархии. Церковь Влахерской иконы Божьей Матери как раз и изображена на колокольчике «Кузьминки».
По преданию, Пётр I часто посещал село Влахернское, где для него был построен дом. На этом месте в 1846 году поставили чугунный обелиск, от которого сохранился только остов. Дорога в усадьбу «Кузьминки» начинается от обелиска, сообщающего о названии местности и владельце усадьбы. А здесь раньше находились триумфальные чугунные ворота, увенчанные гербом князей Голицыных, отлитые в 1832 году на Уральских заводах Голицыных по проекту петербургского архитектора Карла Росси.
За воротами начинается прямая широкая липовая аллея. Раньше она была оформлена чугунными тумбами с висячими цепями, и называлась аллея очень торжественно – Влахернский проспект. С 2004 года эта аллея является основным местом проведения окружного фестиваля цветников и ландшафтной архитектуры. В этом году фестиваль посвящён Году ребенка и 860-летию Москвы. Помимо Липовой аллеи, цветочные экспозиции размещаются в партерной части господского дома и у Конного двора. По обе стороны от аллеи – большой парк. Сейчас это просто заросли кустов и деревьев, но во времена Строгановых и Голицыных слева находился Французский или Регулярный парк, а справа – пейзажный, или, как тогда говорили, Английский сад – самая большая часть усадьбы. Здесь почти нет построек, кроме комплекса Садоводства. Главного садовника всегда приглашали из-за границы – Швейцарии или Западной Германии. Специально для него был построен деревянный дом с мезонином («Серая дача»). Сейчас здесь находится музей Паустовского. На территории английского парка в настоящее время также находится демонстрационная пасека, раскинувшая в саду «Виват, Голицыны!», работает Школа практического пчеловодства и Музей Мёда.
В конце Липовой аллеи за красивыми коваными чугунными воротами (кон. XIX – нач. XX в.) возвышался главный дом с флигелями по бокам и Парадным двором. Чтобы подойти к воротам нужно перейти мостик, украшенный по четырем углам чугунными торшерами с грифонами. Главный дом был построен в конце XVIII века архитектором Еготовым. После пожара в 1916–1930 гг. построен заново архитектором Тороповым и в нём с 1918 года располагался Институт экспериментальной ветеринарии, поэтому сейчас это здание совсем не похоже на старый барский дом. Остались лишь чугунные «египетские» львы (скульптор С.Кампиони), лежащие на ограде мордой во двор у входа во дворец, а над окнами – барельефы на мифологические темы. Главный дом соединялся колоннадой, а некоторое время и сплошной галереей со строго симметричными одноэтажными деревянными флигелями с 6-колонными портиками (1814–1815гг., арх. И.Д.Жилярди). Западный флигель восстановлен в кирпиче в 1952–1953 годах. Рядом с левым флигелем, чуть вглубь от ограды, располагается Египетский павильон, или Кухонный флигель. Сейчас он реставрируется, и будет готов к 2010 году. Слева от Парадного двора находится хозяйственная часть усадьбы – «Слободка» со Скотным двором (Молочной фермой). Дойти туда можно по Тополевой аллее. По левой стороне аллеи находятся три очень похожих между собой двухэтажных здания. Первый дом, ближайший к церкви, – дом причта сейчас в нём воскресная школа). Следующее здание – служительский флигель, который был рассчитан на 14 семей дворовых. В настоящее время в этом здании находится Музей русской усадебной культуры. Слободка возникла в 1770–1780-х годах, когда в Кузьминках работал Жеребцов. Позднее этот комплекс зданий дважды перестраивали Д.И. и А.О. Жилярди.
На другой стороне Тополевой аллеи – Верхний сад. В самом конце Тополевой аллеи на берегу Верхнего пруда стоит Скотный двор (А. Жилярди, 1840-е гг.), рядом которым находился пруд «Карасик», куда спускали грязную воду от Молочной фермы. От пруда «Карасик» рукой подать до Верхнего пруда – главного пруда в имении, на его берегах расположено большинство усадебных построек.
На берегу Верхнего пруда, на противоположной стороне от Главного дома, можно увидеть группу зданий. Это Конный двор. При Строгановых он представлял собой в плане букву «П», развёрнутую в сторону пруда и барского дома. Жилярди, перестраивая усадьбу в 1819–1823 годах, соединил оба боковых флигеля глухой кирпичной стеной с арочным рисунком и в центре ограды поставил Музыкальный павильон в стиле русского ампира. Во время праздников здесь размещался крепостной оркестр. От Музыкального павильона спускается широкая лестница, по сторонам которой стоят чугунные скульптуры коней с вожатыми, отлитыми на Уральских заводах Голицыных по моделям Клодта (копии скульптур с Аничкового моста в Петербурге). В 1930–60-х годах флигели Конного двора были использованы в жилищно-хозяйственных целях, затем флигели освободили от жильцов и начали реставрацию. Но в 1978 году произошел пожар, в котором полностью сгорело здание Музыкального павильона. Полностью реставрация Конного двора была закончена 18 мая 2005 года. Сейчас в нём проводятся многочисленные выставки, а на эстраде Музыкального павильона часто устраиваются концерты. На противоположном берегу пруда можно увидеть два грота – «Трёхарочный» и Большой, или Одноарочный. Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. И ещё любопытная деталь. Если через центр Музыкального Павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, Большой грот является своеобразным резонатором, отражателем звука. Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. Крепостного театра своего здесь не было. Но любительские театральные спектакли иногда ставились силами хозяев и их гостей. Тогда и превращался Большой грот в театр. И еще любопытная деталь. Если через центр Музыкального Павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, Большой грот является своеобразным резонатором, отражателем звука. На протяжении долгого времени Гроты находились в полуразрушенном состоянии, их реконструкция началась только с 2004 года и сейчас уже успешно завершена.
Верхний пруд заканчивается плотиной. Когда-то в давние времена здесь тоже была плотина, на которой стояла мельница, принадлежавшая, по преданию, мельнику Кузьме. В XIX веке мельница была уже каменная. В 1840-х годах архитектор М.Д.Быковский переделал верхнюю часть мельницы под жилое помещение в стиле ренессанс – «Домик на плотине». До 1976 года дом сдавался дачникам, а потом в нём до 2000 года размещался Музей ветеринарии. В настоящее время флигель на плотине восстановлен. За плотиной Верхнего пруда начинается Нижний пруд, по обеим сторонам которого раскинулся Английский сад. Недалеко от этого места стоял Ванный домик или мыльня, имевший внутри несколько комнат. Ванный домик частично сгорел в 1994 году и почти полностью в мае 1995 года, сейчас восстанавливается. На противоположном, левом, берегу Нижнего пруда, сейчас восстанавливается небольшое здание из красного кирпича. При Строгановых здесь, начиная в 1765–1812 годах, был птичник, вначале деревянный, затем в 1805–06 годах по проекту И.В. Еготова возвели «каменное здание». Во время войны 1812 года все птицы погибли, и Жилярди переделал Птичник в кузницу.
В 1890-х годах все постройки, кроме главного дома, сдаются под дачи. Строятся дачи и в парке. Имение постепенно превратилось в доходное и популярное дачное место. В первую мировую войну сгорел главный дом, где тогда располагался офицерский госпиталь. Окончательный разгром усадьбы начался после 1917 года. После революции сюда была переведена Ветеринарная лаборатория, преобразованная в институт экспериментальной ветеринарии, занимавший до недавнего времени основные постройки усадьбы. Но в последнее время ситуация начала меняться. В 1998 году бывшие усадьбы Кузьминки и Люблино объединили и образовали историко-рекреационный комплекс. Началась реставрация, восстановление и воссоздание. На сегодняшний день в усадьбе Кузьминки отреставрированы Влахернская церковь, служительский флигель, дом причта, Конный двор, Музыкальный павильон, Гроты, мост через плотину, заканчивается восстановление домика на плотине. Предусмотрена реставрация таких памятников архитектуры, как Кузницы (Птичник), Горбатого мостика, Дачи сенатора Полуденского, Скотного двора, Чугунных ворот, Чугунного моста, Львиной пристани, Пропилеев, Верхнего сада. В декабре 2004 года в Кузьминках появился новый объект. В парке возведён целый комплекс – Усадьба Деда Мороза. По материалам сайтов: www.kuzminky.ru, www.teleinform.ru. |