Киев. Михайловский Златоверхий монастырь |
|
В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича – Петр-Ярополк и Михаил-Святополк – основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом – спуском к Днепру – началось строительство главного собора новой обители – собора во имя Михаила Архангела, который был освящён в 1113 году. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом был построен в технике смешанной кладки. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян – Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII веках собор неоднократно перестраивался: он стал семикупольным, с трёх окружённым пристройками, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма украсили лепные наличники и орнамент (арх. И. Григоровичем-Барский).
Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески, выполненные древнерусским художником, иноком Киево-Печерского монастыря Алимпием, мастером «мерцающей живописи». Мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. К святыням Михайловского собора и всего монастыря относились и мощи Св. Варвары, возможно, привезёнными в Киев между 1065–1075 годами первой женой Святополка, носившей имя Варвара. Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, к XIX веку пришедшая в негодность. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой. К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского. Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. Так мозаики «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других были перенесена в Софийский собор. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж. Мозаику «Дмитрий Солунский» можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» – в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого – Святым Дмитрием. С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 – Варваринский и Екатерининский приделы. Новые росписи Михайловского Собора выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. В тексте использованы материалы и фотография с сайта: http://www.sobory.ru/. |