Амьен

Амьен (фр. Amiens)  – главный город исторической области и современного региона Пикардия, административный центр департамента Сомма. Расположен на севере Франции, на реке Сомма. Население 136 тысяч жителей (2003).

Дворец правосудия

В древности, до прихода римлян, данный регион населяли галльские племена амбиан. Римляне назвали поселение на месте нынешнего Амьена Самаробрива («мост через Самару», то есть через Сомму). До наших дней сохранились руины позднеантичных стен, амфитеатра и терм.

Барочные часы (XVIII в.)

В V–VI веках Галлия была завоевана франками. В 859 году Амьен был разграблен норманнами, в 882 году вновь они нападают на город и сжигают собор. В 1185 году Амьен был присоединен к французской короне, но в 1435-м году отошёл к Бургундии в соответствии с Аррасским договором. Вновь город был присоединён город к французскому королевству в 1477 году Людовиком XI. В 1802 году в Амьене заключён мирный договор между Францией и Англией. В 1870 году прусские войска разбили у Амьена французскую армию. В силу своего выгодного стратегического положения Амьен всегда страдал в ходе войн. Так, во время первой мировой войны в нём было разрушено около 10000 домов.

В городе представлены такие отрасли, как машиностроение, лёгкая, химическая промышленность.

Достопримечательности: Музей Пикардии (собрания древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства), Музей Жюля Верна (писатель прожил в Амьене 18 лет, здесь же он и скончался), готический собор Нотр-Дам, церкви Сен-Жермен (XV в.) и Сен-Лё (XVI в.), башня («бефруа», XV–XVIII вв.), цитадель (XVI в.).

 

Амьенский собор

Интерьер собора

Амьенский

Нотр-Дам

Собор Нотр-Дам – это истинный шедевр готической архитектуры и одновременно последний в ряду готических соборов Иль-де-Франс, воздвигнутых в XIII веке. Собор был настолько велик (его длина 145 м), что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч человек. Существовавший ранее собор был разрушен в IХ веке, вторгшимися на территорию Франции норманнами. Позднее он был восстановлен, но тоже сгорел. В 1120 году при епископе Эвраре де Фуийю началось сооружение нового собора, который был освящён в 1152 году, и на этот раз сгорел дотла в 1218 году, уцелела находившаяся вблизи собора небольшая церковь Св. Фирмина. В ней хранились мощи Св. Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда и решили перенести мощи святого. Главная (продольная) часть четвёртого по счёту собора была построена в 1218–1279 годах, хор строили позже. После этого старую церковь Св. Фирмина разрушили и на её фундаменте воздвигли северный рукав трансепта и северную часть хора. Первым архитектором и главным строителем нового собора в Амьене был Робер из Люзарша; ему на смену пришли Тома де Кормон и его сын Рене, в 1288 году завершивший создание первого лабиринта на полу собора, от которого до наших дней дошла только копия. Этот лабиринт был призван напоминать людям о лицах, сыгравших самую важную роль в истории здания, и о самых важных датах этой истории.

В качестве модели Робер из Люзарша избрал не реймские и шартрские массивные опорные столбы, а более изящные колонны собора в Суасоне, совершенно адекватные замыслу собора в Амьене не только с декоративной, но и со структурной точки зрения. И в то же время из Шартра была заимствована система четырех тонких колонн, окружающих опорный столб. Проигрывая реймским и шартрским колоннам в толщине, амьенские опоры превосходят их по высоте; в результате общая сумма затрат на их возведение почти не отличалась от стандартной того времени.

Плачущий ангел

Между 1373–1549 годами в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания. Основные черты великих французских соборов эпохи высокой готики сложились в архитектуре соборов Шартра и Реймса. Собор Нотр-Дам в Амьене является одним из наиболее смелых, изящных и гармоничных архитектурных решений готической церкви. На западном фасаде здания находятся три скульптурных портала; центральный портал украшает знаменитая статуя благословляющего Христа. Главный неф (высота 42,5 м, ширина 14,3 м) представляет собой трехъярусную структуру: в среднем ярусе за аркадой трифория находится узкая галерея. Начиная с 1292 года боковые нефы стали расширяться благодаря пристройке капелл (среди них капелла кардинала Делагранжа, один из ранних образцов архитектуры пламенеющей готики). Восточная часть короткого, но широкого трансепта и просторный хор освещаются через окна трифория. В обходную галерею хора открываются пять капелл. Огромные окна хора и главного нефа утратили средневековые витражи. Внутреннее пространство Амьенского собора, высокое и просторное, кажется одновременно изысканным и строгим, величественным и уютным.

В марте 1918  года собор сильно пострадал от обстрела немецкой артиллерии, позже он был восстановлен, а во время Второй мировой войны, к счастью, потерпел лишь незначительный урон.

Деревянные украшения

вокруг алтаря

Во время реставрационных работ в 1992 году специалисты обнаружили на поверхности украшающих фасад статуй остатки их древней раскраски. Угадывались красный, голубой, зелёный цвета. Раскрасить вновь фасад краской было, однако, сочтено невозможным. И, чтобы показать, как собор воспринимался современниками его строителей, было решено прибегнуть к современной осветительной технике: установленные на площади перед фасадом 9 проекторов при помощи специальных цветных фильтров с точностью обрисовывают контуры статуй и их деталей и передают все цвета. И теперь каждый день в восемь вечера происходит чудо: фасад древнего собора Нотр-Дам преображается. Многочисленные статуи, украшающие три его портала, вдруг становятся цветными и словно оживают, облачаясь в пурпурные, зелёные, жёлтые и голубые плащи, крылья ангелов вспыхивают золотом, взгляды оживают, на одеждах звёздами загораются украшения.

 

Hosted by uCoz