Пиза |
||||||
Пиза (Pisa) – город в области Тоскана в 69 км к западу от Флоренции (центральная Италия), расположен у слияния двух рек – Арно и Серкьо. Население 85 тысяч жителей (2001). Город основан этрусками, со 180 года – римская колония. Пиза некогда была одной из могучих независимых морских держав – в IX веке она контролировала весь Тирренский бассейн, имела мощный флот, владела островами Корсика, Сардиния, Сицилия, была грозной соперницей Генуи, Венеции. Военная и торговая мощь Пизы достигла апогея в XII веке, а XIII век был веком основания Университета, строительства прекрасных дворцов и церквей. Но в 1284 году Пизанский флот был разгромлен Генуей, и город постепенно начинает приходить в упадок. В 1406 году Пиза была завоёвана Флоренцией, с 1860 года – в составе Италии.
Пизанская школа искусств особенно преуспела в области архитектуры и скульптуры. Пизанские мастера принимали активное участие в строительстве и украшении дворцов и культовых сооружений и во Флоренции. О «золотом веке» республики говорят здания соборного комплекса на Площади Чудес (Пьяцца деи Мираколи), расположенного в центре города, на зелёной поляне. В центре возвышается собор Санта Мария Маджоре, на западе от него находится баптистерий, а слева возвышается известная колокольня, вошедшая в историю искусства под названием «падающая башня». Ансамбль строился почти 300 лет и отличается единством стиля, несмотря на ясно выраженную индивидуальность каждого компонента. Общими для всего ансамбля являются повторяющиеся ряды арочной галереи и скругленные сверху окна. Все эти памятники были созданы в XI– XIII веках пизанскими архитекторами Бускето, Райнальдо, Диотисальви, Бонанно, Джованни и Николо Пизано, Тино ди Камайано, Андреа Гварди и другими мастерами.
Возведение собора Санта Мария Маджоре началось в 1080-х годах во главе с архитектором Бускето. Строительство продвигалось быстро, и к 1150 году корпус собора был завершен. В основе собора – популярная в Древнем Риме базилика с полукруглой апсидой в восточной части. Западный фасад представляет собой главный акцент в наружном облике собора и своей симметричностью напоминает греческие храмы. В интерьере собора выделяется кафедра работы Джованни Пизано (XIV век). Рельефы с эпизодами из Нового Завета, Детства и Страстей Христа, Страшного Суда были выполнены в 1302–1310 годах. Композиции отделены друг от друга фигурами Пророков и Сивилл. Колокольня собора – кампанила – и есть знаменитая «Падающая башня». Автор проекта так и остался неизвестен. Строительство началось 9 августа 1173 года и с двумя длинными перерывами продолжалось почти 200 лет, до 1360 года. Круглая кампанила, завершённая звонницей, имеет семь ярусов, нижний из которых декорирован аркатурно-колончатым поясом с глухими арками, остальные опоясаны ажурной аркадой на изящных колоннах. К концу XIII века наполовину построенная кампанила начала крениться. К этому моменту были возведены четыре яруса, и соответственно верхние ярусы и звонница были поставлены со смещением по отношению к нижним ярусам с целью скомпенсировать крен. Как из-за наклона, так и из-за оригинальной архитектуры, с 1173 года и вплоть до наших дней, башня является объектом пристального внимания. Постоянно прилагаются усилия, чтобы сделать кампанилу более устойчивой. Например, разрушающиеся колоны были заменены неоднократно. Сейчас в основном проводятся подземные работы, укрепляющие фундамент, который заглублен всего на 10 м. очередная реставрация завершилась в 2001 году, и 15 декабря того года башня вновь была открыта для туристов.
Высота кампанилы составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,70 м на самой высокой стороне, диаметр – около 15 м. Ширина стен в основе составляет 4,09 м и вверху 2,48 м. Масса колокольни оценивается в 14700 т. Текущий наклон составляет около 5,5° (отклонение примерно 4,5 м от вертикали). На колокольню, где расположены 7 колоколов, ведут 294 ступеньки. Наибольший колокол, предположительно, L’Assunta весом 3,5 т, установленный в 1655 году, самый старый – Pasquarreccia. Существует легенда об эксперименте, в котором для доказательства того, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела, Галилей (родился и учился в Пизе) сбрасывал объекты разной массы с вершины Пизанской башни и позже описал их падение. Вероятно, Галилей в действительности совершал подобные эксперименты, но к башне в Пизе они, скорее всего, не имели никакого отношения. В Пизе нами был приобретён колокольчик, естественно, с изображением «Падающей башни», который можно увидеть в разделе «Архитектура» подраздел «Здания, сооружения». Круглое здание баптистерия диаметром 35 м датируется 1150-ми годами. Самый нижний из трёх ярусов украшен простой декоративной аркатурой. Узкие окна расположены довольно высоко над землей. Средний ярус окружен поясом ажурной аркады, напоминающей аркаду «падающей башни» и состоящей из сдвоенных арок, обрамлённых стрельчатой резной аркой. Верхний ярус, крайне простой, имеет небольшие окна и такие же стрельчатые арки. Все сооружение венчает бледно-красный купол. |