Замок
Нойшванштайн возвышается над мрачным ущельем в Баварских Альпах, по
дну которого течет река Пеллат. Кажется, что башни этого волшебного
замка цвета слоновой кости парят на фоне темно-зеленых елей.
Нойшвантайн, придуманный и построенный королем Людвигом II
(1845–1886), выглядит более «средневековым», чем настоящие
средневековые постройки.
|
В ущелье Пеллат |
Мечты о замке у Людвига родились еще в детстве, проведённом по
соседству, в родовом имении Швангау, которое отец Людвига
Максимилиан II приобрел в 1833 году. Людвиг
был страстным почитателем германской мифологии и, судя по всему,
отождествлял себя с рыцарем-лебедем Лоэнгрином. Унаследовав
королевский трон, Людвиг распорядился начать строительство
сказочного замка, который во всех отношениях соответствовал бы
идеалам древнего германского рыцарства. В полутора километрах от
Хоэншвангау, дворца его отца Максимилиана, на скале стояла
разрушенная сторожевая башня. Это скала, решил Людвиг, и послужит
строительной площадкой для Нойшванштайн, его «дома с лебедем». 5
сентября 1869 года в фундамент главного здания – Паласа –
был заложен первый камень.
|
Вид из окна замка
во внутренний двор |
Замок Нойшванштайн, посвященный рыцарю Лоэнгрину, первоначально
задумывался как трехэтажная готическая крепость. Постепенно проект
претерпевал изменения, пока палас не превратился в пятиэтажное
сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению
Людвига, соответствовали легенде. Замок-сказка, вознесший свои будто
игрушечные башенки и галереи над лесистыми холмами в Баварских
Альпах под городом Фюссеном близ австрийской границы. Планы и
чертежи Нойшванштайна разработали Эдуард Ридель и Георг Дольман.
Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и
является ею, поскольку создавался под деятельным руководством
мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. При этом у замка
весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати
лет. К тому же всё здание было оснащено самой передовой для того
времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с
холодной и горячей водой.
Каждый зал замка – это гимн операм Вагнера, героям германских
легенд.
|
Тронный зал
(фото с сайта
http://europa.km.ru) |
Мраморный тронный зал был задуман как зал Парцифаля. Планы помещения
в роскошном византийском стиле были созданы Эдуардом Илле и Юлиусом
Гофманом. Это двухъярусный зал с длинными рядами колонн, украшенный
имитацией порфира и лазурита. Он заканчивается полукругом
позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к
помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Под
сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный
Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир,
Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик. Драгоценный канделябр в
форме византийской короны ил позолоченной меди несет 96 свечей и
весит 18 центнеров.
Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами
Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Они изображают миннезингеров, а
также сцены из легендарного песенного состязания в Вартбурге 1207
года.
|
Зал певцов
(фото с сайта
http://europa.km.ru) |
Неоготическая королевская опочивальня ослепляет изобилием резных
украшений и орнаментов. Четырнадцать резчиков в течение четырех с
половиной лет трудились над их изготовлением. Картинное убранство
помещения посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко
поразившей 20-летнего короля. К спальне примыкает маленькая молельня
Людвига II, посвящённая Св. Людовику –
королю Людовику Французскому – в честь которого был назван монарх. В
разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой
створчатый алтарь.
Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так
называемом «лебединым» углом, посвящена образу лебединого рыцаря
Лоэнгрина. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля
изображают сцены из легенды о Лоэнгрине. Кроме того, лебединый мотив
возникает в резных украшениях деревянной обшивки и в золотом шитье
на шелковых обивках и портьерах.
Рабочий кабинет короля оформлен в романском стиле. Созданные Иосифом
Айгнером гобелены, филигранно вработанные в дубовую обшивку стен,
иллюстрируют легенды о Тангейзере и состязании певцов в Вартбурге.
|
Вид из окна замка
на Баварские Альпы, озеро Альпзее и
замок Хоэншвангау |
Зал певцов занимает всю восточную часть четвертого этажа. Несколько
лет назад в этом великолепном зале стали проводить замечательные
концерты.
На колокольчике «Нойшванштайн», купленном в Мюнхене, изображён
сам замок, а на обратной стороне можно увидеть герб Баварии, который
официально описывается так: «Увенчанный короной щит с полем,
веретенообразно окрашенным серебром и лазурью», то есть покрытым
белыми и голубыми ромбами. Этот герб принадлежал сначала графам фон
Богенам, которые жили под Регенсбургом до 1242 года.
Когда род вымер, их владения и герб переняли находившиеся с ними в
свояческом родстве Виттельсбахи, а чуть позже герб стал символом
всей Баварии. Вокруг герба расположены эдельвейсы, т.к. в альпийских
предгорьях существует предание о юноше, влюбившемся в портрет
красавицы-принцессы, пожелавшей выйти замуж только за того, кто
добудет для нее эдельвейсы. Исполнить это желание и до него пытались
многие, но тщетны были их усилия. Хотя и героя легенды постигло
разочарование – цветы он принёс, вот только принцесса к тому времени
уже состарилась. Вот такая грустная история…
Колокольчик отнесён к разделу «Архитектура» подраздел «Здания,
сооружения».