Шартр |
|||
Шартр (Chartres), город префектуры департамента Эр и Луар во Франции, на берегу р. Эр, в 77 км к юго-западу от Парижа. Население 40 тысяч жителей (1999). Центр города сохранил средневековую планировку. Сохранились аббатства Сен-Пер-ан-Валле (XII–XIII века), церкви Сен-Брис (XI век) и Сент-Андре (XII век), соборы Сен-Пьер и Сент-Аньян (XVI–XVII века). В 1594 году здесь происходила коронация Генриха IV. В Шартре находится Музей изящных искусств. Развито электротехническое и транспортное машиностроение, производство удобрений, художественного стекла и готового платья, пищевая промышленность.
Самым известным памятником Шартра является Шартрский собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Chartres), одно из прекраснейших готических зданий. Его башни возвышаются над городом и над окрестной долиной Бос. Собор вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году. История города восходит примерно к середине I тыс. нашей эры. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой католической церкви, возведённой на месте кельтского языческого капища, рядом со святым источником. В течение следующих нескольких столетий здание церкви не раз страдало от пожаров и разрушений. Поэтому в 859 году епископ Жильбер начал реконструкцию храма после набега норманнов, превратив церковь в городской кафедральный собор. Примерно в это же время в Шартре появляется одна из самых драгоценных реликвий христианства – Покров Девы Марии. Его, согласно одной из наиболее распространённых версий, пожертвовал вновь восстановленному собору король Карл II. По преданию, именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа. Этот фрагмент шёлковой ткани бежевого цвета шириной 46 см и длиной около 2 м. Первоначально его длина составляла около 5,5 м, но во время французской революции духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько частей, уповая на то, что хоть одну из этих частей удастся сохранить. В последствии самая крупная из них была возвращена в храм. Пребыванию в Шартре Покрова приписывают много чудодейственных событий, однако самым впечатляющим из них выглядит удивительное спасение ларца, в котором хранился Покров, во время трехдневного пожара 1194 года, уничтожившего практически весь собор. Сразу после пожара в Шартре началось строительство нового собора, затмившего собой все предыдущие постройки. От прежнего романского сооружения сохранились лишь часть фасада, крипта и нижний ярус башен с романскими скульптурами в «королевском портале». Крипту включили в систему фундаментов, а ранний готический фасад 1135–1180 годов оказался встроенным в новый фасад.
Над фасадом собора возвышаются две башни, отличающиеся и высотой, и внешним видом. Более ранняя (1134–1150) северная башня имеет романское основание, а венчающий башню ажурный шатёр с каменным кружевом относится к началу XVI века. Южная башня – «старая колокольня» (1145–1165) – ближе к основным идеалам готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора. Центральная часть фасада – это тяжёлая романская стена, в которую врезано 3 портала (XII век). В центральном Королевским портале находится композиция «Христос во славе». Строительство храма велось до 1225 года (не считая капелл, пристройка которых была осуществлена в начале XVI века). Материалом для собора послужил печсанник, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Новый храм, посвящённый Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящён в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Он стал первым в истории Франции собором, посвящённым Деве Марии. В её честь королем Людовиком IX и его супругой, королевой Бланш Кастильской, было заказано окно-роза для главного фасада, украшенное гербами Франции и Кастилии и многие мотивы витражей Шартрского собора также сопряжены с культом Богородицы. Шартрский собор представляет собой трехнефный храм с трехнефным трансептом и пятинефным хором. Каждый фасад трансепта имеет по три портала, богато украшенных ранней готической скульптурой. В центральном портале южного фасада можно увидеть рельеф «Страшный суд» (около 1210–20). В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг «лабиринта» (1200) – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Диаметр круга –12,89 м., протяжённость лабиринта – 261,5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях – он называется «путь в Иерусалим» и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму.
Шартрский собор знаменит своими витражами XII–XIII веков, сохранившимися почти в неизменном виде. Насчитывается 146 витражей, на которых, кроме отдельных фигур, изображены 1359 различных сюжета. Витражи украшают также «розы» главного фасада и трансепта. Их общая площадь – около 2600 кв.м. Витражи Шартрского собора отличаются чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок и разнообразной тематикой изображений. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми, расположенными в верхней зоне, внизу находится около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, пожертвовавших витражи в собор, а одна из «роз» посвящена крестьянам. Особым мастерством исполнения выделяются окна с изображением Богоматери, витраж с житием Св.Евстафия и «портрет» Карла Великого. В интерьере собора насчитывается 10 тысяч скульптурных изображений, интересен резной деревянный алтарь (1514–начало XVIII века) с 40 сюжетами на евангельские темы. Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии христианства, находившиеся в Шартрском соборе. Помимо Покрова, до XVIII века в соборе хранилась голова матери Богородицы – святой Анны, и очень древняя деревянная статуэтка Девы Марии, носящей под сердцем ребенка. Это было одно из самых первых изображений Богоматери, относившееся, вероятно, к первым векам христианства, а по одной из версий – статуэтка имела даже языческое происхождение. Но во время Великой Французской революции фигурка погибла при пожаре. По материалам сайта: http://www.kontorakuka.ru/countries/europe/france. |