Усадьба Царицыно (Москва)

Памятник Баженову

и Казакову

у Хлебного дома (2007) 

Царицыно – усадьба на юго-востоке Москвы, архитектурно-парковый ансамбль в стиле неоготики. Место, где теперь находится Царицыно, издревле населяли славянские племена Вятичей (о чем свидетельсвуют курганы XI–XIII веков). Эти земли входили в состав села Коломенское, были великокняжескими и царскими. С конца XVI века это вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское. В XVII веке – владение бояр Стрешневых, затем – князей Голицыных. В 1712 году село было переименовано в Чёрную грязь и подарено Петром I молдавскому князю Д.К.Кантемиру. В начале XVIII века заложили парк и возвели церковь Троицы (Иконы Божией матери «Живоносный Источник»).

Вход в музейный комплекс

 (2007) 

В 1775 году село купила императрица Екатерина II для постройки своей новой резиденции, тогда же оно и было названо «Царицыно». Под руководством архитектора В.И.Баженова в 1776 году началось строительство дворцового комплекса, который должен был стать памятником победы России над Турцией в 1774 году. Усадьбу расположили на пересечённом оврагами участке, круто обрывающемся к прудам, что обусловило свободную планировку дворцового парка (его разбивка начата весной 1785 года по проекту Баженова) и живописный характер архитектурного ансамбля, усиленный ярким сочетанием краснокирпичной кладки стен и белокаменных деталей. Центр композиции, развёрнутой к прудам, образовали два дворца (1779–82), соединённые между собой галереей с ажурной аркой ворот, и Большой кавалерский корпус (Лакейский дом, 1784–85); позади них расположен Хлебный дом (1784–85). Однако законченные к 1785 году сооружения не понравились императрице и в 1786-м были по её приказу частично разобраны. Позднее дворцовый комплекс достраивался архитектором М.Ф.Казаковым до 1797 года, им был возведён Большой Дворец и разбит парк. После смерти Екатерины II строительство было прервано, царская резиденция так и не была достроена до конца.

В 2005 году Царицынский комплекс был передан в московскую городскую собственность, сразу после чего были начаты активные работы по его восстановлению, реконструкции и достройке. Работы были завершены к сентябрю 2007 года «достройкой» Большого дворца, что вызвало массу споров в научной и политической среде.

Главные составные части Царицынского музея-заповедника, основанного в 1984 году – историко-архитектурный заповедный музей с пейзажным парком и прилегающим к нему лесным массивом, художественный музей, Бирюлевский дендропарк и каскад Царицинских прудов.

Фото 2007 года

Фото 2005 года

Большой Дворец (1786–1796) построен арх. М.Ф.Казаковым на месте разобранного Главного корпуса дворца Её Императорского Величества и Их Императорских Высочеств В.И.Баженова. Существовало несколько вариантов проекта Большого дворца, из которых осуществлён был второй, более упрощенный и уменьшенный вариант постройки. Сооружение представляет собой более компромиссный вариант соединения классицистической объёмно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее «готическим» декоративным убранством. Предполагавшаяся площадь постройки – около 8000 кв.м. Два квадратных в плане двухэтажных корпуса, их угловые башни и соединяющая корпуса трехэтажная галерея после завершения строительства были покрыты высокими скатными кровлями, выкрашенными тёмно-серой краской, что придавало дворцу романтический, но мрачноватый вид, скоро отмеченный современниками, сравнивавшими его с катафалком, окруженным фигурами плакальщиков. В 1880-е годы кровли и межэтажные перекрытия Большого дворца были разобраны за ветхостью. Возникавшие на протяжении двух веков идеи и проекты восстановления и приспособления Большого дворца, в том числе под дом отдыха или завод шампанских вин, были осуществлены в 2007 году, когда Большой дворец был полностью достроен, здание открыто для посетителей.

Внутренний двор

Хлебный дом. Справа

Галерея-ограда с воротами (1784–85)

Хлебный дом (Кухни, Кухонный корпус) (1784–1785, арх. В.И. Баженов) – одна из самых значительных и крупных построек Царицына, расположенная у Оранжерейного моста на границе пейзажного парка и архитектурного ансамбля. Массивный двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата со скругленными углами и внутренним квадратным двором. Массивные стены прорезают стрельчатые, круглые или сдвоенные оконные проемы, украшенные белокаменными наличниками. Центральные оси стен, обращенные к ансамблю, декорируют белокаменные изображения каравая хлеба и солонки. Впоследствии корпус получил название согласно этому декору. Площадь здания – ок. 4000 м. кв. Внутри Хлебный дом имеет планировку в виде сдвоенной анфилады. В цокольном этаже по проекту Баженова должны были разместиться погреба и ледники, в двух верхних – кухни, кондитерские, скатертные, жилые помещения для служителей. Корпус был возведён к лету 1785 года, осенью 1786-го его накрыли временной «крышкой», а в 1787–1788-х, уже после отстранения Баженова, – постоянной железной кровлей. В середине XIX века половина здания была перестроена по проекту архитектора В.Х.Дрегалова. В 1852–1859 годах в Хлебном доме располагалась больница для крестьян дворцового ведомства. В конце 1870-х несколько комнат использовалось под земское училище. В конце XIX–начале XX века три десятка помещений в отделанной части Хлебного дома сдавались на лето в аренду под дачи. После 1917 года в здании располагались коммунальные квартиры, ликвидированные только в 1970-х. В сентябре 2006 года реставрация Хлебного дома была, наконец, закончена. В здании размещены экспозиции и проводятся концерты.

Малый (Полуциркульный) дворец (1776–1778, арх. В.И.Баженов) – один из трёх дворцов, предназначенных зодчим для пребывания Екатерины II. Расположен на Березовой перспективе напротив Большого дворца. По характеру близок садовым павильонам – бельведерам или эрмитажам. Площадь постройки – ок. 200 кв.м. В плане имеет форму полукруга. Фасады декорированы белокаменными фигурами, рельефной кладкой из красного кирпича. Дворец украшает сложный фигурный парапет в виде стилизованных зубцов, колонок, обелисков, ажурных узоров из кирпича и белого камня. Главное помещение – овальный зал, окна которого выходят на пруд. В сторону ансамбля обращена короткая анфилада небольших комнат. В 1804 году Малый дворец передали под кофейню, которую содержал француз Лекеню. Затем, на протяжении более ста лет здание оставалось заброшенным. К середине ХХ века от дворца остались частично обвалившиеся наружные стены. Малый дворец был восстановлен в 1989-1996 годах, является местом проведения камерных музейных выставок.

Средний дворец (Оперный дом) (1776–1778, архитектор В.И.Баженов) первоначально назывался «дворец, что на луговине, сбоку саду». Состоит из двух частей: двухсветной галереи-зала с двумя боковыми аванзалами и примыкающей к нему с запада группы камерных помещений, разместившихся в анфиладном порядке на двух этажах. Нарядный, имеющий богатый белокаменный декор Оперный дом, вероятнее всего, был задуман как место проведения придворных праздников и церемоний. На важность сооружения указывают ажурные двуглавые орлы, украшающие пышные парапеты его боковых фасадов.

«Фигурные (Виноградные) ворота» (1777–1778, арх. В.И.Баженов), ведущие в парк, завершают аллею – Березовую перспективу и фасад архитектурного ансамбля со стороны прудов. Благодаря вписанному в верхнюю часть арки сквозному белокаменному узору со свисающей виноградной гроздью ворота получили свое второе название – Виноградные. Они были сооружены за два строительных сезона и имели первоначально богатое скульптурное убранство, включавшее декоративные вазы, изображения купидонов и собак-мопсов. К середине XIX века большая часть этого убранства была утрачена. В 1960–1961-х и 2006 годах проводилась реставрация верхних частей башен, парапета и сохранившихся деталей декора ворот. Эти ворота можно увидеть на одноименном керамическом колокольчике-магните (подраздел «Географические объекты»).

Церковь во имя Иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыно основана в период владения Чёрной Грязью боярами Голицыными (1684–1689). Первоначально была деревянной, лишь в 1722 году заменяется на каменную с деревянным восьмериком. На месте этого здания в 1759–65 годах была построена ныне существующая церковь в стиле елизаветинского барокко. В 1883–85 годах по проекту архитектора П.Н.Лавина расширена трапезная, с юга устроен придел Богоматери Казанской, симметричный учреждённому в 1761 приделу Св. Дмитрия Солунского, перестроена вновь колокольня. В 1932–90 годах церковь была закрыта. В 1989–1990-х – отреставрирована и в 1990 году освящена. В настоящее время храм является действующим и принадлежит Русской Православной Церкви.

Первый Кавалерский корпус (1784–85, арх. В.И.Баженов) расположен между Вторым Кавалерским корпусом и Хлебным домом. Краснокирпичный с резным белокаменным декором, двусветный, спланированный «уголком». Это самая маленькая из ныне существующих построек ансамбля, в ней лишь три небольших зала и передние. Первый Кавалерский корпус предназначался для свиты императрицы. В конце XIX–начале XX века сдавался в аренду под дачи и был значительно перестроен. В ХХ столетии в здании размещался поселковый совет, а затем музыкальное училище. В 1987–94 годах был отреставрирован. В настоящее время здесь расположена дирекция музея-заповедника «Царицыно».

Второй Кавалерский корпус (Восьмигранник) (1784–85, арх. В.И.Баженов) расположен между Первым и Третьим Кавалерскими корпусами. Его центром служит просторный круглый зал, вокруг которого расположены большие прямоугольные (8) и меньшие треугольные (8) комнаты с острым углом, чередующиеся попарно. К началу реставрации в 1985 году находился в руинированном состоянии – сохранился лишь внешний венец стен. Реставрация здания была завершена в 1994 году. В 1994–2001 годах – выставочный зал ГИАХЛМЗ «Царицыно». С 2002 года используется как служебное помещение музея-заповедника.

Третий Кавалерский корпус (1776–79, арх. В.И.Баженов) – этот краснокирпичный с резным белокаменным декором дворец расположен между Фигурным мостом и церковью. В плане прямоугольный, с двумя скругленными углами и выступающей полуротондой круглого зала, над которым до 1850-х возвышалась башенка-бельведер. В 1803 году дворец был приспособлен под гостиницу. Во II половине XIX–начале XX века сдавался в аренду под устройство дачи И.Ю.Давыдова. В 1927–1937 годах в здании размещался Царицынский историко-художественный и краеведческий музей, затем клуб с кинотеатром. С 1988 по 1995 год в здании находилась дирекция Государственного музея–заповедника «Царицыно». В 1995–2003 годах реставрировался, теперь здание музеефицировано и приспособлено для выставок

Фигурный мост (1776–78, арх. В.И.Баженов) располагается между Третьим Кавалерским корпусом и церковью. Соединяет два отрезка бывшей Березовой перспективы и относится к типу моста виадука. Мост из красного кирпича, декорирован рельефной кладкой и белокаменным декором, обрамлён высоким парапетом со сквозными стрельчатыми арочками и полуколонками. По сторонам от арочного проема – белокаменные прорезные изображения георгиевских крестов. К началу реставрационных процессов в 1985 году находился в руинированном виде, к 1992 году реставрация была завершена.

Большой мост через овраг (1778, 1784–85, арх. В.И.Баженов, за исключением парапета, построенного в 1808 году). Фасад Моста через овраг развёртывает богатую узорную композицию из стрельчатых и полукруглых арок, обрамлённых валиками и лучами, а также пучками тонких колонн, ромбами, розеттами, квадратами с перекрещенными мечами. В 1985 году началась реставрация моста, которая в целом была завершена в 1995-м.

Галерея-ограда с воротами (1784–85, арх. В.И.Баженов) расположена между Большим дворцом и Хлебным домом. Полуциркульная «колючая» арка соединяет две башни с острыми гранёными навершиями. Краснокирпичное сооружение украшено резным белокаменным декором и круглыми колоннами. В верхней части башен использован мотив древнерусских закомар. Первоначально галерея с аркой соединяла здание Хлебного дома (Кухонь) с дворцом «их императорских высочеств», на месте которого ныне находится Большой дворец. К моменту реставрации постройка находилась в запущенном состоянии. Реставрация завершена в 1992 году.

Беседка «Храм Цереры» (Золотой сноп) (1805, арх. И.В.Еготов) представляет собой круглую в плане колоннаду, перекрытую куполом. Свое название получила в честь древнеримской богини плодородия, статуя которой украшала беседку. Стоит у границы парка на вершине возвышающегося за долиной «Галереи Нерастанкиной» холма. Играет роль последнего яркого архитектурного акцента в береговой панораме пейзажного парка. В ХХ веке разделила общую судьбу всех строений ансамбля. Скульптура богини Цереры была утрачена еще в середине XIX века. В 1927 году во время серьёзной реставрации, проводившейся архитектором М.В.Дьяконовым, беседка вновь была украшена статуей богини Цереры, перевезённой из усадьбы Боде-Колычевых Лукино (утрачена в середине XX века). Реставрация проведена в 2005–2006 годах.

Павильон «Миловида» или «Миловидова галерея» (нач. XIX в., арх. И.В.Еготова) расположен на Глухом проспекте (Несторовой аллее) у соединения ее с Утренней дорожкой. Состоит из проходной галереи, перекрытой полуциркульным сводом, и четырёх малых кабинетов по ее сторонам. Первоначально цилиндр ложного свода был расписан кессонами в технике гризайль. Его поддерживали шестнадцать колонн дорического ордера. На кровле были установлены три статуи, четыре бюста и две вазы. У входов находились скульптуры дельфинов и сфинксов. В галерее также стояло несколько скульптур. В 1870–1880–е годы павильон был приспособлен под чайный домик. В ХХ веке павильон, утративший все свое скульптурное убранство, несколько раз реставрировали. В 1992 году павильон сильно пострадал в результате пожара. Павильон отреставрирован в 2006–2007 годах.

Башня-руина из «дикого камня» (1804–1805, по проекту И.В.Еготова) расположена возле Утренней дорожки на повороте «Несторовой аллеи» (Глухого проспекта) к Большому проспекту и воспроизводит в миниатюре угловую башню замка и части полуразрушенной крепостной стены. Первоначально была увенчана легким бельведером и имела обзорную площадку, к которой по гребню стены вели крутые ступени, отчего постройка получила название «Чёртовой лестницы». В начале XIX века в башне находился стол со скамьями.

Арка на острове (1804, автор проекта – И.В.Еготов (?) сооружена на острове Верхнецарицынского пруда после его углубления. Позднее получила поэтическое название – «Русалкины ворота». Представляла собой башенку-бельведер с примыкавшей к ней лёгкой аркой, которая была перекинута через протоку, разделившую остров на две части. Из-под арки открывался великолепный вид на павильон «Нерастанкино». В 2006 году полностью восстановлена.

Павильон «Нерастанкино» (1803–1804, арх. И.В.Еготов) предназначался для отдыха гуляющих: посетитель мог найти в нем несколько садовых кресел и столов. Небольшая кирпичная оштукатуренная постройка эффектно поставлена на кромке берегового холма с видом на обширную луговину, сейчас изрядно заросшую, на Верхнецарицынский пруд и остров с Аркой-руиной. Прямоугольный в плане павильон увенчан невысоким куполом. Протяженные фасады, выходящие к пруду и парку, украшены строгими портиками и нишами, в которых некогда стояли вазы из белого камня. Сам павильон обветшал еще в XIX веке и на протяжении своей истории неоднократно ремонтировался и подновлялся. В 2006 году завершена реставрация павильона.

Большой и Малый гротесковые мосты (1805–1808, арх И.В.Еготов) расположены на «сухом» овраге между «Нерастанкино» и «Храмом Цереры». Сложены из кирпича. Арки и замковые камни отделаны грубо обработанным белым камнем. Из него выложены также орнаменты, напоминающие кресты и звезды на мостах, построенных В.И.Баженовым. В начале 1960-х были отреставрированы по проекту архитектора М.В.Дьяконова. В 2007 году вновь отреставрированы.

Мост «Оранжерейная плотина» или Оранжерейный мост (нач. XIX в., арх. И.В.Еготов(?) из красного кирпича с белокаменным декором стоит вблизи Хлебного дома на овраге, соединяя территорию, на которой стояли царицынские оранжереи и основную часть ансамбля. Выше моста по оврагу – Оранжерейные пруды. С 1995 по 2001 год находился на реставрации.

Царицынский парк – один из замечательных памятников русского садово-паркового искусства XVIII–XIX веков. Парк начал формироваться в первой половине XVIII века, когда усадьба принадлежала князьям Кантемирам. В согласии со вкусами эпохи барокко его основу составлял тогда «регулярный» сад с чёткой геометрией аллей и насаждений. При императрице Екатерине II в моду вошли пейзажные парки, художественно имитировавшие естественность самой природы. Устройством такого парка в Царицыне занялся с 1784 года специально приглашенный из Англии садовник Френсис Рид (?–1799). Своего расцвета царицынский парк достиг в первой трети XIX века, когда устоялась оригинальная структура его аллей и дорожек, а также возникли разные парковые сооружения в стиле «ампир» – беседки, павильоны, гроты, мостики и прочие «художественные затеи». Выдающуюся роль в украшении и развитии царицынского парка сыграли архитектор И.В.Еготов (1756–1814), садовники С.Махов, К.Унгебауер и др. Во второй половине XX века парк превратился в запущенный лесопарк с подлеском из самосевных кленов и кустарников. В 2006–2007 годах осуществлена реставрация парка.

Оранжерейное хозяйство возникло в Царицыне еще в первой половине XVIII века, ещё при Кантемирах. Оно укоренилось на участке за Большим оврагом, близ каскада небольших прудов, получивших название «оранжерейных». В годы своей работы в Царицыне (1776–1785) В.И.Баженов занимался ремонтом старинных кантемировских деревянных оранжерей, а в 1780-е годы построил новую каменную оранжерею. Остатки её фундаментов были полностью раскрыты в ходе археологических работ в 2006 году под руководством Главного археолога города Москвы А.Г.Векслера. Наряду с фруктовыми деревьями и плодово-ягодными растениями выращиваюсь огромное количество цветов, особенно роз. Культивировалось множество декоративных насаждений, в том числе ливанских кедров.

К середине XIX века царицынские оранжереи пришли в упадок. На их месте возник дачный поселок. Здания знаменитых царицынских оранжерей восстановлены в 2007 году.

В 2007 году на острове Средне-Царицынского пруда возведён уникальный фонтан, к которому с противоположных сторон пруда ведут два ажурных стальных моста.

В музейном магазине коллекцию пополнила деревянная русская красавица в кокошнике (раздел «Человечки»).

По материалам Википедии, сайта музея-заповедника www.tsaritsyno-museum.ru.

Hosted by uCoz