Ярославль Музей «Музыка и время»

27 ноября 1993 г. в Ярославле открылся частный музей «Музыка и время». Музей разместился на месте бывшей усадьбы купца Вахромеева, в одном из самых живописных мест города – Волжской набережной. Основой музея стала частная коллекция Джона Григорьевича Мостославского – известного артиста оригинального жанра, иллюзиониста, человека фанатично увлечённого коллекционированием, собиравшего на протяжении сорока лет предметы материальной и духовной культуры.

На крыльце музея

Экспозиция музея расположена в трёх залах и построена по принципу интерьера жилого дома середины XIX–начала XX века. Исключительной особенностью музея является то, что все вещи находятся в рабочем состоянии.

Название музея «Музыка и время» очень точно соответствует его предназначению. Придя сюда, посетитель попадает в другое время, в обстановку позапрошлого столетия. И он может не только увидеть собственными глазами предметы быта и произведения старинных мастеров, но и услышать, потрогать, попробовать и сфотографироваться.

В 1998 г. на территории усадьбы был открыт второй музей – «Музей одной картины» или «Фарфоровый домик», где с 2001 г. разместилась коллекция фарфоровых статуэток XX века. В двух залах музея представлено более 2,5 тысяч статуэток из фарфора.

В настоящее время идет реставрация последнего здания этой усадьбы, в котором предполагается разместить первый в России частный органный зал на 140 мест и открыть четыре выставочных зала для новых коллекций. Коллекции музея «Музыка и время»

В коллекции музыкальных инструментов музея представлены: американская фисгармония из Чикаго; французская роялино конца XIX в.; шарманки; музыкальные шкатулки братьев Перковых из России и фирмы «Циммерман» из Германии. Особую коллекцию представляют первые звуковоспроизводящие устройства – граммофоны и патефоны

С экспонатами музея

Коллекция грамзаписей музея насчитывает около 15000 экземпляров граммофонных пластинок, охватывающих записи с конца XIX до середины XX века. Одним из старейших предприятий грамзаписи являлась, в свое время, французская фирма «Пате». Она выпустила пластинки со старинной и классической музыкой. В фонотеке содержится около 250 дисков английского общества «Граммофон» и фирмы «Метрополь-Рекорд».

В залах музея можно послушать голоса великих певцов – Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Энрике Карузо, записанных еще при жизни исполнителей, а также забытые мелодии танго, фокстротов, вальсов, чарльстонов.

Украшением коллекции часов являются настенные часы фирмы «Поль (Павел) Буре», которые связаны с именем А.П. Чехова. В музее находятся каминные часы, принадлежавшие классику белорусской литературы Максиму Богдановичу. Они оформлены с использованием скульптурного литья, а также настенные часы французской фирмы «Мозер», русского мастера Е. Стука из Петербурга. Все экспонаты часов – действующие, они постоянно озвучивают течение времени и ход истории.

Символом музея является колокол. Именно с него началась коллекция, которая сегодня насчитывает около полумиллиона колоколов: поддужных, подпружных, ботало, бубенцов, рыбацких, корабельных, дверных и т.д. Первые мастера по литью колоколов в Ярославской губернии появились в XVIII в., тогда же возникла и фабрика Оловянишниковых. Ярославские колокола зазвучали по всей России и за ее пределами. Продукция Оловянишниковых получала высшие награды на Всероссийских (1886, 1896) и всемирных торгово-промышленных выставках в Париже и Чикаго в 1885, 1889, 1893 годах. В 1913 г. император Николай II посетил Ярославль и заказал П. Оловянишникову отливку 100 особых колоколов в честь юбилея – 300-летия дома Романовых. Один из этих колоколов находится в музее и является гордостью и украшением коллекции.

Звонница

Во вновь отреставрированном здании открыт новый отдел музея, который рассказывает еще об одной привязанности владельца – фарфоровой пластике. Посетители оказываются в гостиной конца XIX– начала XX веков. В горке среди посуды заводов М.С. и И.У. Кузнецовых, братьев Корниловых привлекает внимание фигурка «Гармониста», выполненная в 1880-х гг. на заводе Гарднера в Вербилках. В коллекции фарфоровой пластики Джона Мостославского представлены темы и сюжеты, сложившиеся еще в XVIII веке. Традиционные для русской фарфоровой пластики жанры, мифологический и аллегорический, претерпели в советское время изменения, они заменяются сказочными и былинными сюжетами, которым отведено на выставке центральное место. Возраст экспонатов коллекции не более 10 лет, а большая часть современна зрителю (1930–90-е гг.). Многие фигурки расходились по стране большими тиражами, украшая разные интерьеры, радуя взрослых и детей. В музей они собирались отовсюду: с Ленинградского, Дулевского, Дмитровского, Первомайского (Песочное на Волге), новгородских и украинских заводов, Гжели, Конаково, даже с Урала. Есть среди экспонатов коллекции работы известных не только в фарфоровом мире мастеров, таких как Е. Янсон, М. Манизер, А. Пахомов, Е. Чарушин. У посетителей есть возможность сравнить отечественную фарфоровую пластику с изделиями из Германии, Венгрии, Чехии, Китая и Шри-Ланки.

Пути развития каслинского художественного литья отражают различные этапы в истории русской скульптуры. Можно проследить, как в изделиях каслинских мастеров находит выражение стиль высокого классицизма (Фальконе, Ф. Толстой), становление камерной скульптуры, связанной с движением передвижников (Ф. Каменский) и стиля «модерн» (Е. Баумгартен). С особенным успехом выполнялись в Каслях произведения анималистического жанра. В коллекции представлена интересная работа Н. Баха «Зубр».

Широко известны именно в каслинском исполнении скульптуры Е. Лансере, Н. Либериха, П. Клодта и Ж. Готье. Сегодня продукцию Каслей знают в Чехии, Польше, Греции, Испании, Швейцарии, Японии, Бразилии, США.

В коллекции музея представлено собрание золотофонных икон. Ее основу составляют иконы конца XIX– начала XX веков. Образы спасителя, Богородицы, мучеников и святых украшались сусальным золотом, богатыми окладами, прекрасными резными золочеными киотами. В них применялась техника цировки – особой гравировки по золоту. Такие иконы имели широкое распространение среди жителей Ярославля. Материалом для золотобойного дела служило золото 72–96 пробы, которое после длительной и сложной ручной обработки превращалось в листочки толщиной до 0,0001 мм.

Сайт музея: http://music-and-time.narod.ru.

Колокольчик Е.Лансере

Колокольчик «Веля»

Посеребрённый

колокольчик «Веля»

Ярославский колокольчик

В музее мы приобрели керамический колокольчик-домик, помещённый в раздел «Архитектура» подраздел «Колокольчики-домики»; колокольчик «Ярославль» и – самое интересное – колокольчик-мужичок из майолики. Это керамическая копия настольного колокольчика 1870-х годов «Мужик со штофом» (скульптор Е. Лансере, литейщик Ф. Шопен, Санкт-Петербург, бронза; литье, чеканка, золочение; 11,1 х 6,9 см) из собрания настольных колокольчиков XIX в. Эрмитажа (изображение с сайта: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/12/b2003/hm12_2_6.html). В настоящее время Экспериментальное художественно-производственное объединение «Вель» делает бронзовые копии «Мужика со штофом» (в двух исполнениях – без покрытия и серебрённый, выс. 10 см). Только у «Веля» колокольчик называется «Золотарь» (изображения с сайта: http://www.vel.ru).

 

Hosted by uCoz