Валтице-Леднице |
Валтице-Леднице – парковый комплекс в Южноморавском крае Чехии. С 1996 года входит в состав списка мирового наследия Юнеско. Принадлежал князьям Лихтенштейнам с 1249 года, когда Йиндржих (Генрих) из Лихтенштейна получил город Микулов с частью города Леднице в подарок от тогдашнего моравского маркграфа Пршемысла Отакара, будущего чешского короля. Лихтенштейны переехали в город Валтице как в свою постоянную резиденцию лишь в 1608 году, а Леднице стала их летней резиденцией вплоть до 1945 года. Местность между населенными пунктами Леднице и Валтице потомки Генриха в XVII–XX веках как благоустроили, что возник один из самых больших искусственно созданных ландшафтных ансамблей в мире, занимающий площадь более 200 кв. км и часто называемый «садом Европы». На его северной стороне комплекса расположен замок Леднице, на южной – замок Валтице, а между ними – семикилометровые каштановые аллеи и великолепный английский парк с причудливыми ландшафтными композициями. Словно уравновешивая эту картину, в южной части комплекса раскинулся французский сад с его безукоризненно четкими линиями и формами. Валтице (чеш. Valtice), в Германии он известен также как Фельдсберг (нем. Feldsberg) – город в Южноморавском крае Чехии, известный благодаря одноименной барочной резиденции князей Лихтенштейнов. Население 3671 человек (2005). Самые ранние сообщения о существовании города относятся к XII веку. Первая укрепленная резиденция, которая охраняла новую северную границу Австрии на реке Дыйе, возникла в этих местах уже в середине XI века. В конце XIV века Валтице переходит к Лихтенштейнам, которые постепенно создали на обеих сторонах границы сплошную полосу из девяти крупных поместий. Но в те времена резиденцией рода был замок в Микулове. Во второй половине XVI века члены семейства Лихтенштейнов в результате выгодных браков приобретают богатство черногорского рода из Босковиц и получают безоговорочную поддержку Габсбургов и привилегированное положение в стране за верность императорскому двору вместе с титулом князей. В 1560-е годы Лихтенштейны теряют свой замок в Микулове, и их центральной резиденцией становится Валтице. Владельцы несколько раз перестраивали замок, и к XVI веку был создан его облик в стиле маньеризма (арх. Джованни Джакомо Тенкалла). Во время тридцатилетней войны замку нанесли серьезный ущерб шведские войска. Позднее поврежденные объекты были полностью перестроены в стиле высокого барокко. Перестройка продолжалась до 1730 года, ее осуществили архитектор Иоанн Бернхарт Фишер из Эрлау, который в Валтицах появился в 1690 году и итальянский архитектор Антонио Бедуцци. Дальнейший этап строительства проходил во втором десятилетии XVIII века, когда архитектор Антон Иоанн Оспел перестроил здания около замка. Более поздние перестройки на внешнем облике замка уже не сказались. Княжеская семья Лихтенштейнов жила во дворце вплоть до появления в 1918 году государства Чехословакии, в 1945 году дворец был оформлен как государственная собственность. Причем интересный момент: в результате национализации Лихтенштейны забрали из замка бОльшую часть картин и внутреннего убранства. При входе висят очень интересные фотографии: фото 1920 года, фото 1945 года и современный облик какого-нибудь зала. Так глядя на них, можно понять, сколько же было увезено! Но что-то и возвращается, так в мае 2011 года вернулись 2 картины. Художественные произведения были выкуплены государством на аукционе вместе с 90 предметами старинной мебели. После второй мировой войны замок использовался как склад. Лишь 1960-е годы стали возобновляться интерьеры, и замок приобрел настоящий вид. Потолки комнат и залов четырехэтажного здания украшают фрески и причудливая лепнина, на стенах можно увидеть панно на сюжеты из древнегреческой мифологии. Впечатляют Зеркальный зал, Картинная галерея, и малый салон принцессы Карлы. Отдельного упоминания заслуживает Дворцовая капелла Вознесения Девы Марии, напоминающая, скорее, музей, нежели помещение сакрального характера. Лепные композиции, словно застывшие в воздухе, расписной сводчатый потолок с живописной росписью на библейские сюжеты, огромный, красиво украшенный орган и много золота, которым как будто окроплено все вокруг. При Йосефе Вацлаве Лихтенштейне в середине XVIII века вместе с барочным дворцом возникает также сад в том же стиле барокко. Тогда же появилась и ландшафтная часть с лугами и зарослями декоративных деревьев. В саду были сооружены небольшие архитектурные объекты, например, беседка, построенная на самом высоком месте сада. В начале XIX века валтицкий сад был значительно расширен, причем регулярное оформление существовало и перед западным фасадом замка. Регулярную компоновку сада продолжал совершенствовать также Ян II Лихтенштейн по проекту флорентийского архитектора Винченза Микели. Для этого в прилегающей части города было выкуплено 14 домов, и после 1900 года появился регулярный сад перед восточным фронтоном замка. Симметрия была подчеркнута вазами и скамейками, созданными по проекту К.Вейнбреннера. В парке до сих пор можно полюбоваться на храм Дианы (1812), напоминающим римскую арку, мощную колоннаду коринфского стиля (1832) и другие сооружения в стиле классицизма. Очень интересный уголок парка – аптекарский огород. Не так давно он был восстановлен в Валтице усилиями студентов и преподавателей факультета садоводства. Сейчас это ухоженная экспозиция, включающая все основные местные и высаживаемые из теплицы виды лекарственных и ароматических растений. Недалеко от замка находится ренессансная церковь Успения Богоматери (1630–1671), а также Замковый и Крижовый винные погреба. В подвалах самого дворца сохранился и продолжает работать винный погреб, где проводится продажа и дегустация лучших вин Моравии. В этом погребе я набрела на керамический прорезной колокольчик, который и пополнил подраздел «Керамические и фарфоровые колокольчики». Колокольчиков с видами замков ни в Валтице, не в Леднице встретить не удалось. Леднице (чеш. Lednice), известный в Германии как Айсгруб (нем. Eisgrub) – деревня в Южноморавском крае Чехии, в котором располагается дворец князей Лихтенштейна. Население 2328 человек (2005). Первые упоминания о поселении относятся к 1212 году. Интересно происхождение названия Леднице. В исторических документах, касающихся истории замка, с 1222 по 1414 год встречается немецкое название Eissgrube или Izgruobi, то есть «ледяная яма, ледник», а чешское название появляется только в 1412 году. В древнечешском языке словом Ледница или Леднице обозначалась ледяная река, то есть река, по которой плывут льдины. Замок Леднице возник по месте той самой готической крепости 1249 года, которую маркграф Пршемысл подарил роду Лихтенштейнов. В XVI веке крепость была перестроена в ренессансный замок, который переделали в 1630–1640 годах. Тот замок имел вид одноэтажного деревенского особняка, первый подземный этаж которого занимал грот (искусственная пещера) с лепными сталактитами, а также со сталактитами, привезенными туда из Моравского карста. В конце XVII века к замку были пристроены новые конюшни с манежами (были достроены в 1698 году), которые проектировал австрийский архитектор Й.Б.Фишер из Эрлаха. В XVIII веке был замок снова перестроен, на этот раз в стиле барокко. Был дополнен этаж с бельэтажем, южные флигели были расширены и в западной части замка была построена часовня, которая до сих пор служит жителям деревни Леднице в качестве приходского костела. Этими перестройками руководили архитекторы Доменико Мартинелли и Антон Йохан Оспел. В начале XIX века архитектор Йосеф Корнхойзл построил для князя Яна I садовой флигель замка и одновременно объединил в стиле ампир весь фасад. Свой современный вид замок получил после перестройки в новоготическом стиле тюдорского типа в 1846–1858 годах, автором которой был Йиржи Вингельмюллер. Барочные стены остались, в большинстве своем, нетронутыми, новый облик получили фасады, дополненные рядом пристроек и новых элементов, например, зубцами, балконами, арками, трубами, башенками и другими. Романтический новоготический облик получили и интерьеры, украшенные уникальной богатой резьбой. Так одно из главных украшений Ледницкого замка – великолепная винтовая лестница в библиотеке. Над созданием этого ажурного витого чуда, сделанного из цельного массива дуба, трудились на протяжении пяти лет три мастера. Работа была сделала столь искусно, что на вид лестница кажется сплетенной из кружева. Все залы замка имеют названия, а их интерьеры выдержаны в определенной тематике. Вот Охотничий зал, со стен которого на посетителей смотрят чучела речных орлов. Среди птиц и рогов можно увидеть и нечто из области фантастики – чучело белого единорога! Но гид объясняет, что это – имитация, а длинный, прямой и острый рог единорога сделан из зуба нарвала. В Африканском зале представлены трофеи, привезенные представителями династии Лихтенштейнов из экспедиций на жаркий континент: шкуры, украшения, традиционные одежды, сувениры эпохи колонизации и много других занимательных диковинок. Продолжением этнографической темы является Китайский кабинет: удивительные обои из рисового папируса, на которых люди изображены меньшего размера, чем животные и растения, лаковый секретер в традиционных красных и черных тонах, вазы на полу. Одним из самых роскошных залов дворца является Бирюзовый зал, названный так из-за основного цвета, использованного при его оформлении. Здесь можно увидеть портреты представителей рода Лихтенштейнов. Помимо парадных залов в ходе экскурсии можно осмотреть помещения, предназначенные для семейной жизни хозяев. Например, заглянуть в небольшую спальню с маленькими картинками на стенах и цветастыми обоями или ванную комнату с необычной ванной розоватого цвета из цельного куска мрамора и удивительным унитазом в форме рыбы. Отдельной экскурсии заслуживают детские комнаты маленьких князей с полным набором игрушек. Для публики открыт и естественно-научный музей с уникальной головой мамонта. Помимо дворца в ансамбль входит капелла – католический храм в готическом стиле, где праздникам проводятся концерты; конюшни, подвалы. В комплекс замка Леднице входит и оранжерея (1843–1845). Это самая старая постройка такого типа в Европе. В оранжерее представлено около 250 разновидностей тропических и субтропических растений. Но это не научная ботаническая коллекция, а чудесный уголок с цветущими стрелициями, разноцветными гибискусами, папоротниками, саговниками и водоемом с рыбками. В укромных уголках расставлены скамеечки. Около ледницкого замка находится парк, который представляет собой всемирно известное произведение паркового искусства. Он состоит из двух частей. Более старая часть находится в северном направлении от замка. Это английский парк с причудливо извивающимися дорожками, живописными группами деревьев, каналами и прудами, по которым можно проплыть на лодке, любуясь видами. С конца XVIIШ века в ледницком парке стали разводиться экзотические древесные породы, для которых были основаны особые лесные питомники. Выращенные молодые деревья переносились в парк, который впоследствии стал знаменитым именно благодаря своей коллекции североамериканских древесных пород, коллекцией в Европе того времени совершенно исключительной. Но сейчас здесь встречаются деревья многих пород, в частности, наравне со старыми дубами, растут гинкго, псевдотсуги, орех черный, иглицы и другие привычные для центральной Европы виды. В южном и юго-восточном направлениях от здания замка и от пальмовой оранжереи разбит регулярный французский парк со всеми необходимыми деталями. Прямые дорожки обрамлены подстриженными самшитами. В тенистых аллеях из тиса замерли мраморные статуи. Разбит партер с газоном, геометрическими клумбами и выставленными в кадках пальмами. На клумбах, помимо традиционных бегоний, можно обнаружить пестролистную душицу и лаванду. Парк существовал в Ледлице еще вокруг ренессансного замка до XVI века. Это были хозяйственные огороды, а также развлекательные садики и цветники владелицы замка. Первые письменные упоминания о благоустройстве сада относятся ко временам Карла I, в частности к 1611 году. Но уже его сын Карел Евсевий (художник, строитель, садовод, а также известный коневод) решил сделать великолепный сад в стиле барокко. От этого барочного сада сохранился фонтан (ок. 1640-х гг., авт. Петр Маттерна, по проекту Д.Д.Тенкаллы). На рубеже XVIII–XIX веков при князе Йосеф Алоисе I началось строительство парка в стиле барокко и классицизма на огромной территории. Основой парка стала т.н. «Звезда», которая раньше была составной частью ледницкого Нижнего леса и служила для охоты. «Звезда» была образована 8 аллеями длиной в несколько километров, в конце которых открывались виды на небольшие объекты или на другие достопримечательности. На перекрестке аллей, в северной части нынешнего луга «Нового двора», был в 1794 году построен Солнечный храм по проекту архитектора Йосефа Гардтмута (снесен в 1838-м). В зарослях английского парка живописно разбросаны различные постройки. Совсем рядом с замком отражается в водах небольшого озера 60-метровый минарет (1797–1804, Й.Гардтмут). По поводу строительства этого сооружения существует предание. Алоис Лихтенштейн изначально намеревался построить церковь, но город не предоставил для нее землю. В отместку он построил этот символ исламской веры. Сегодня это самая древняя сохранившаяся смотровая башня в Чехии и, одновременно, одна из самых высоких построека такого рода в неисламской стране. В парке можно увидеть еще несколько творений Й.Гардтмута (он, кстати, был еще и известным изобретателем. Его главным патентом является современный карандаш). Это Акведук (1805), «Новый двор» (18009–1810), Колоннада на Райстне (1810), Замок Поганско в стиле ампир (1810–1812). Самое интересное творение архитектора – Янов град (1807–1810), стилизованные руины старинного охотничьего замка. Он был выстроен по прихоти Яна Лихтенштейна и расположился на полуострове, образованном изгибом реки Дыйи. Двухэтажное здание с большим рыцарским залом и квадратный двор, окруженный высокими полуразрушенными стенами с обходной галереей и четырьмя угловыми башнями (также полуразрушенными) производят незабываемое впечатление. Зодчий Франц Энгель работал в Ледницком парке над Храмом Аполлона (1818–1819), павильоном «Три грации» (1824), получившего название за стоящую перед ним скульптуру с тремя грациями и «Пограничным замком» (1826–1827), находившимся на границе между Моравией и Нижней Австрией. Кроме замковой экспозиции в Леднице можно посетить Музей земледелия с уникальной головой мамонта. По материалам буклета «Комплекс Леднице-Валтице» (ООО «Глориет»); Путеводителя «Вокруг света: Чешская Республика» (Изд-во «Вокруг света», 2008); Википедии и сайтов www.chehia.devisu.ru, www.czech.cz, www.greeninfo.ru, http://valtice.czech-republic-obnovlenie.ru/ |