Воронеж

Воронеж – город, административный центр Воронежской области, в 587 км к юго-востоку от Москвы, на р. Воронеж вблизи её впадения в Дон. Население 840,7 тыс. человек (2007).

Родовой герб Сабуровых, ставший Воронежской эмблемой

в XVI веке

Первое упоминание о Воронеже относится к 1177 году в связи с битвой владимирских и рязанских князей и побегом Ярополка Рязанского в «Воронож». Об этом сообщают Лаврентьевская и Никоновская летописи. Некоторые историки предполагают, основываясь на отрывках этих летописей, что Воронеж (Воронож) существовал как поселение еще в XII веке. Но по наиболее распространенной версии Воронеж был основан в 1585–1586 году. В древности здесь жили хазары, последние гробницы которых ещё видел де-Бруин в 1702 году. Воронеж был одним из первых укреплённых городов, выдвинутых в конце XVI века вглубь придонских степей для защиты государства от набегов кочевников. В 1590 году Воронеж был разрушен каневскими черкассами, но немедленно восстановлен. Находясь на таком бойком торговом пути, как точка слияния Воронежа с Доном, Воронеж уже к середине XVII века становится торговым городом. Самая блестящая эпоха города начинается в 1695 году – с прибытия Петра I для построения здесь флота. Город становится колыбелью не только военного, но и торгового флота России. В 1772 году, по инициативе правительства, в Воронеже образовалось первое в России «акционерное торговое общество для мореходства», с высочайше утверждённым уставом и с правом заказывать мореходные суда в военных адмиралтействах. Кстати, военная верфь в Воронеже существовала недолго; вследствие постепенного обмеления рек, она сперва была перенесена в Тавров, затем южнее, на устье, и, наконец, за мелководьем, совершенно упразднена.

В XVIII–XIX веках город развивался как центр торговли хлебом и другими сельскохозяйственными продуктами. В 1868 году через Воронеж прошла железная дорога Москва–Харьков, в 1871 году – железная дорога на Ростов-на-Дону. На рубеже XIX–XX веков Воронеж был одним из российских губернских городов. Хотя некогда обширная и цветущая торговля Воронежа вследствие прекращения судоходства к тому времени сильно сократилась; тем не менее, тогда насчитывалось в Воронеже 47 фабрик и заводов.

Герб Воронежа 1730 г.

Во время Великой Отечественной войны с 1942 по 1943 год на протяжении 212 дней Воронеж находился под немецкой оккупацией и понёс значительный ущерб. 30 тысяч человек из 350-тысячного населения города погибли за этот срок, многие были принудительно доставлены в концлагеря.

Частые пожары, случавшиеся в Воронеже в течение XVIII века, уничтожили много памятников Петровского времени. До настоящего времени сохранились: Дворец Петра с цитаделью, позднее превращённые в шерстомойню и до того забытые, что до последних лет их считали погибшими в пожаре; Цейхгауз на острове, также сперва превращённый в шерстомойню, но по Высочайшему указу купленный из частных рук и подаренный городу, с условием ответственности за целость драгоценного памятника. В конце XIX века в нём помещается петровский яхт-клуб. Достопримечательностями Воронежа на конец XIX и начало XX веков были: памятники Петру I, поэтам Кольцову и Никитину (последние два – местные уроженцы), Митрофаниевский монастырь, с мощами святителя Митрофана, музей при статистическом комитете и при публичной библиотеке.

Сейчас под охраной государства находится 310 воронежских объектов культурного наследия. Среди них более 80 памятников и бюстов. К сохранившимся памятникам прибавились монументы Ивану Бунину и Андрею Платонову и более 100 мемориальных досок. Многие архитектурные памятники старины находятся в процессе экспертизы и регистрации.

Герб Воронежа

1781 г.

В Воронеже издавались епархиальные и губернские ведомости, частные газеты: «Дон» и «Воронежский телеграф», и два специальных журнала: «Филологические записки» и «Медицинская беседа». Имелись публичные библиотеки и клубы с читальнями.

В Воронеже существовал проект строительства административного здания «Дом Советов», но в 1950-х годах архитектор здания был замещён, и его лишили башни. Теперь на этом месте расположена администрация Воронежской области.

В настоящее время в городе работает 51 библиотека, 5 выставочных залов, 15 дворцов культуры и клубов, 6 музеев, 13 творческих объединений, 5 кинотеатров, 5 театров, филармония, цирк.

В Воронеже родились писатели И.А.Бунин и А.П.Платонов, поэты И.С.Никитин и А.В.Кольцов; жили политический деятель Г.В.Плеханов, поэт О.Э.Мандельштам.

В подразделе «Гербы, флаги» нашей коллекции есть керамический колокольчик «Воронеж», с одной из сторон которого изображён городской герб. Вообще-то за долгую историю города символы Воронежа не единожды менялись. Первой эмблемой город-крепость обязан воеводе С.Ф.Сабурову, который все официальные документы, приказы и распоряжения скреплял своей личной печатью с гербом рода Сабуровых. Со временем этот личный символ первого лица города стал ассоциироваться с гербом города. Дальнейшее развитие городской символики можно отнести к началу XVIII века, когда в ходе территориально-административной реформы Петра I, Российское государство впервые было поделено на губернии.

Герб Воронежа

1881 г.

В 1722 году была создана Герольдмейстерская канцелярия, а в 1724 году вышел сенатский указ, предписывавший «…в губерниях и провинциях и в городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе». За разработку символов городской власти принимается известный голландский специалист в области геральдики граф Франциск де Санти. За годы своей деятельности в России он сочинил, исправил и нарисовал по правилам геральдики около сотни гербов. Среди них был и первый символ города Воронежа. В основе герба была положена эмблема, изображенная на знамени Воронежского пехотного полка и использовавшаяся как неофициальный символ города: «Знамя – черное с красным, пересеченное крестом сих же двух цветов с изображением в верхнем углу у древка золотого облака, а под ним – птицы, сидящей на стреляющей пушке». Новый герб описывался в гербовнике 1730 года: «В золотом щите на червленом поле две медные пушки на стенках, из которых на одной сидит белый одноглавый орел. Под пушками земля зеленая». Орел символизировал храбрых воинов-победителей. Зеленое поле говорило о плодородных почвах края. Двуствольная пушка стала прообразом российской славы с 1699 года, когда в Воронеже был основан первый в России литейно-пушечный завод, который отливал медные орудия.

После смерти Петра I работа над городскими гербами была прекращена на неопределенное время. Лишь в 1775 году началась новая реформа местного управления в масштабах всей России. Каждый город был выделен в самостоятельную административную единицу с обязательным городским гербом. В тот период эблема Воронежа была изменена герольдмейстером А.А.Волковым. Видимо, это было сделано из-за сходства Воронежского и Смоленского гербов, т.к. на обоих символах была изображена птица, сидящая на пушке. 29 декабря 1781 года описание нового герба и его эскиз были получены в Воронеже.

Эмблема Воронежа 1965 г.

В качестве нового символа выступало изображение щита, разделенного надвое. В верхней части оного, в золотом поле был изображен двуглавый орел, а в нижней части, в красном поле – опрокинутый на косогоре кувшин из которого льется вода. В дальнейшем на старых печатях орел плохо просматривался и, в созвучии с именем города, нередко считали, что это ворон. Ворон – птица для герба неподходящая и поэтому изображать стали только кувшин с серебряной водой, символизирующей реку Воронеж или же родниковые источники, которыми изобилует крутой правобережный берег реки.

В 1857 году были утверждены новые правила оформлении городских гербов, разработанные герольдмейстером Кёне. Согласно им, предусматривался новый тип украшений гербов – обрамление в виде разного рода стилизованных корон, листьев, колосьев, якорей, лент и т.п., выходящих за пределы геральдического щита. По этим деталям легко можно было определить тип города – губернский, уездный, заштатный или какой-то другой. По этим правилам 23 сентября 1881 года была утверждена новая версия герба: «В червленом щите золотая гора, исходящая с правого бока, на которой серебряный кувшин, изливающий таковую же воду». Щит был увенчан золотой трехзубцовой башенной короной, что свидетельствовало о том, что город является губернским центром, и обрамлен колосьями пшеницы, перевязанными Александровской лентой, что указывало на земледельческий характер города.

Советский герб Воронежа 1969 г.

После 1917 года исторические гербы губерний, городов и населенных пунктов Российской империи были отменены. Но в 1960-х годах начали появляться новые административные символы. На смену пушкам, коронам, орлам и мечам пришли сельскохозяйственные и промышленные символы, призванные отразить успехи народного хозяйства. В 1965 году, в качестве символа Воронежа, была введена эмблема с изображением колосьев, орбит электронов и парусного кораблика. Позже эти элементы вошли в официальный герб города, утвержденного 24 марта 1969 года решением I сессии XII созыва Воронежского городского Совета депутатов трудящихся. Автором проекта выступил В.П.Диденко. В основу герба была взята форма щита. В верхней части щита помещен государственный флаг РСФСР. В центре на золотисто-желтом поле изображены основные направления воронежской промышленности: полушестерня – символ машиностроения и знак полупроводникового транзистора – символ радиоэлектроники, а также колосья пшеницы символизирующие сельскохозяйственное производство. Зубцы крепостной стены в нижней части герба напоминают о городе-крепости. В эту стену коричневого цвета вписан красный квадрат с белым трехмачтовым парусником. В нижней части щита голубое поле с волнистыми линиями, символизирующими реку Воронеж и водохранилище – «Воронежское море».

В 1990-х годах вновь пришли изменения в городскую символику. 19 июля 1994 года постановлением главы Администрации Воронежа № 550 от 19 июля 1994 года был утвержден нынешний герб Воронежа. В качестве символа города был восстановлен городской герб образца 1881 года.

В подразделе  «Географические объекты» есть керамический авторский колокольчик «Воронеж». Работы нескольких воронежских мастеров представлены в разделах: Людмила Островерхова («Керамика», «Человечки»),  Елена Медведева («Предметы», «Человечки), Наталья Пророк («Предметы», «Растительные мотивы»).

По материалам Словаря современных географических названий

(под общ. ред. акад. В.М.Котлякова. – Электронное издание. –

Екатеринбург: У-Фактория, 2006), Википедии и сайта www.vrn-histpage.ru