Верона

Река Адидже

Верона (Verona) – город на северо-востоке Италии, в области Венеция, у подножия Альп, по обоим берегам р. Адидже. Административный центр провинции Верона. Население 243 тыс. человек (2001). Верона – важный транспортный узел на путях из Венеции в Милан и из Паданской равнины в Австрию (через перевал Бреннер).

Верона – древнее поселение, с 89 года до н.э. – римская колония. Близ Вероны в 489 году король остготов Теодорих одержал победу над Одоакром и сделал её одной из своих резиденций. При лангобардах (568–774) Верона – центр одного из дукатов (герцогств). С начала XII века – городская коммуна, затем входила в Ломбардскую лигу. В 1387 году Верона была присоединена к Милану, в 1405-м – к Венеции, вместе с которой по Кампоформийскому миру 1797 года отошла к Австрии. В 1866 году вошла в состав Итальянского королевства.

Верона – это город-жемчужина, скрывающий за своими изящными фасадами многовековую и многославную историю. «Не существует мира вне Вероны, а лишь мытарства, пытка, ад. Кто изгнан отсюда, изгнан из мира, а кто изгнан из мира, тот мертв», – так говорил об этом городе английский драматург Вильям Шекспир, который прославил Верону в своей трагедии «Ромео и Джульетта». 

Амфитеатр

Величественный Амфитеатр – главный, и, вне сомнения, наилучшим образом сохранившийся древнеримский монумент Вероны, более известный в Италии под названием Арена ди Верона. В настоящее время Амфитеатр «утонул» на два метра в землю. Арена, возникшая в I веке н.э. вне городской черты, состояла из четырех эллиптических колец с внутренними и внешними осями. Наибольшие разрушения Арене принесло само время, а также несколько землетрясений. Уже с XIX века здесь даются знаменитые оперные спектакли.

Пьяцца делле Эрбе. Фонтан Веронской Мадонны

Облик старой части Вероны с её узкими прямыми улицами определяют многочисленные средневековые постройки. Живописная и людная Пьяцца деле Эрбе (Травяная площадь) располагается там, где в античности находился римский Форум. Архитектурное обрамление площади составляют великолепные здания и сооружения. Домус Меркаторум (Дом купцов) – строение в готическом стиле, надстроенное гибеллинскими зубцами во время вольной реставрации здания в XIX веке, появилось на площади в эпоху Скалигеров, по желанию Альберта I (1301 г.). В Средние века оно служило резиденцией гильдий. Поставленное прямо перед зданием Ратуши, как символ экономической власти, противостояло власти политической. Палаццо Маффеи – массивная барочная постройка – появилось на месте предшествовавшего здания XIII века. Над аттиком дворца установлена балюстрада со статуями античных божеств. Над зданием доминирует строгий силуэт Башни дель Гарделло (Часовой башни), возведенной из кирпича в 1370 году по повелению Кансиньорио Делла Скала. Старинное массивное здание Палаццо Коммунале (Ратуша), квадратное в плане, лишь во внутреннем дворе сохранило средневековый облик. Над ним царствует Башня Ламберти (83 м), которая в своем названии сохраняет память о построившей её в 1172 году древней веронской семье. Башня Ламберти носила также название «Башня с колоколами» – по колоколам Ренго и Марангона (1464). В центре Пьяцца делле Эрбе высится фонтан Веронской Мадонны. Он был устроен в 1368 году неутомимым Кансиньорио и в скором времени стал одним из символов города.

Дом Джульетты

Неподалеку от площади расположен романтический Дом Джульетты, строение XIII века с кирпичным фасадом, облагороженным трехлепестковыми окнами. Во внутреннем дворе где установлена бронзовая скульптура Джульетты, можно увидеть знаменитый балкон, на котором девушка внимала пламенным речам Ромео. Жилище XIV века, с готическими чертами и кирпичным фасадом, по традиции называют Домом Ромео. Впрочем, это явная легенда, так как это здание в действительности принадлежало Каньоло Ногароло. Эта историческая действительность не умаляет очарования здания, увенчанного внушительными зубцами, и сохраняющего, в особенности в своих внутренних двориках, реальные следы былых эпох.

Площадь Сеньоров

Один из самых изящных и продуманных образцов веронской архитектуры – Палаццо дель Консильо (Дворец Совета), возведенный в 1476–93 годах на Площади Сеньоров. Это строение более известно под названием Лоджия фра Джокондо, по имени доминиканского монаха Джокондо, который, согласно установившемуся мнению, возвел его и украсил. На карнизе водружены пять статуй, изваянных Альберто да Милано и изображающих видных веронцев древнеримской эпохи. Здесь же на площади находится памятник Данте Алигьери, изваянный скульптором Уго Заннони, в память о пребывании в городе великого поэта. Статуя была открыта в годовщину рождения поэта, 14 мая 1865 года.

Арка Скалигеров и церковь Санта Мария Антика

Небольшая церковь Санта Мария Антика с миниатюрной колокольней необычной формы, в эпоху Скалигеров выполняла функцию их дворцовой капеллы. Постройка XII века представляет собой характерный образец веронского романского стиля, с чередующимися полосами кирпича и камня. Перед ее фасадом находится необыкновенно живописное «кладбище» владык Вероны. Это – Арки Скалигеров, великолепные надгробные монументы, напоминающие рыцарские шатры. Над мраморным ограждением площадки с изысканной кованой решеткой высятся два «павильона» прихотливых форм. Третий водружен над входом в церковь Санта Мария Антика. Два «павильона», выдвинутые вперед, к улице (Арка Конгранде I Делла Скала, умершего в 1329 году, и Арка Мастино II, скончавшегося в 1351 году), представляют собой блестящий образец веронской готики и приписаны руке Джованни Риджино, хотя более осторожные искусствоведы предпочитают называть их автора анонимным «мастером Арок Скалигеров». Третья Арка принадлежит мастерам ломбардской школы – Гаспаре Броаспине и Бонино да Кампионе. Здесь покоится Кансиньорио.

Базилика Св. Анастасии – готическая церковь, построенная доминиканцами в 1290–1481 годах. Профиль церкви прекрасно запоминается благодаря четко артикулированной высокой апсиде с взметнувшейся в небо колокольней. Не менее величественен главный фасад церкви, хотя его верхняя часть осталась незавершенной. Прекрасный входной портал с двумя дверными проемами украшен барельефами Риджино ди Энрико. Внутри базилика разделена на три нефа круглыми колоннами, поддерживающими просторные своды с растительными орнаментами. Превосходный напольный настил выложен в 1462 году Пьетро да Порлецца из белого, розового и серо-голубого мрамора. В храме хранятся многочисленные шедевры художников Либерале и Мартино да Верона, Ф.Карото, Джироламо дай Либри, Микеле Джамбоно. 

Кафедральный собор

Кафедральный собор был освящен в 1187 году, а затем надстроен и расширен в середине XV века, о чем свидетельствует и фасад с огромными позднеготическими окнами. Первоначальный, романский дух здания выражен в грандиозном двухъярусном портике, прикрывающем входной портал и стоящем на витых колоннах, в свою очередь покоящихся на спинах крылатых грифонов.  В трехнефном внутреннем зале превалирует готический стиль. Различные боковые приделы и алтари, устроены в особых секциях, расписанных в XVI веке, преимущественно, Фальконетто.

Порта Борсари – сооружение, насчитывающее почти две тысячи лет, представляет собой фасад несохранившегося здания, игравшего роль фортификации и казармы гарнизона, сторожившего главный вход в город.

Кастельвеккио (Старый Замок) относится к эпохе Скалигеров. Постройка с использованием исключительно красного кирпича, лишена готических прикрас, так как была предназначена лишь для утилитарных военных целей. Его внутренние дворы и башни перемежаются с фрагментами городских стен эпохи Древнего Рима и Средних веков. По периметру замка, окруженного глубоким рвом, высятся шесть башен. Над всем замковым ансамблем доминирует самая высокая и мощная башня-донжон.

Вид на город с Петушиной горы

Мост Скалигеров, соединяющий Кастельвеккио с левым берегом, представляет собой уникальный образец средневекового моста. Он был сооружен в 1355 году по повелению Кангранде II делла Скала по проектам Гульельмо Бевилаква. Башенки, стены, переходы, зубцы придают сооружению неповторимый облик. Мост имеет три пролета, самый широкий из которых, центральный, протягивается почти на 50 м. Во время Второй Мировой войны мост был взорван, но впоследствии восстановлен.

Одним из интересных исторических памятников Вероны является Базилика Сан Зено (Св. Зенона). Первая церковная постройка появилась здесь уже в IV–V веках, за ней последовала вторая, возведенная по повелению короля франков Пипина и при участии епископа Ратольдо. Вероятно, именно во втором храме были торжественно помещены в 807 году мощи святителя Зенона. Современное здание появилось около 1120 года. Строительство колокольни началось в середине XI века. После землетрясения XII века базилику достаточно быстро отстроили и расширили. Перестройки базилики продолжались вплоть до XIV века. Внутренний вид базилики не раз подвергался различным перестройкам. Три нефа главного зала ведут к пресбитерию, установленному на возвышении. Под ним – нижняя церковь (крипта), где в хрустальной раке, покоятся мощи Св. Зенона, обретенные в 1838 году. К базилике пристроен романский клуатр XII века.

В саду Джусти

Одним из красивейших в Италии считается сад Джусти, который разбил в XVI веке на левом берегу Адидже кавалер республики Августин Джусти. Прямоугольный в плане сад разделен на две части. Нижняя часть является типичным итальянским садом, где зелень изгородей и лимонные деревья в кадках чередуются со статуями и фонтанами. Вверху находятся аллея кипарисов, вдохновившая самого Гете, и других деревьев. Отсюда открывается вид на сад и на город с вершины холма, на котором расположен сад Джусти.

В Вероне наша коллекция пополнилась двумя колокольчиками, связанными с Ромео и Джульеттой. На одном из них, керамическом «Верона», влюбленная пара изображена рядом с балконом Дома Джульетты, а внизу – Арена («Географические объекты»). Другой колокольчик стеклянный, а знаменитая пара, стоящая на сердечке, является его язычком (подраздел «Стеклянные колокольчики»).

По материалам Большой Советской Энциклопедии,

Словаря современных географических названий

(под общ. ред. акад. В.М.Котлякова. – Электронное издание. –

Екатеринбург: У-Фактория, 2006) и сайта www.europa.km.ru.

Hosted by uCoz