Рим |
Рим (итал. Roma) – столица Итальянской Республики, административный центр провинции Рим и области Лацио. Расположен на реке Тибр. Население 2777979 человек (2012). Рим называют «городом на семи холмах». Первоначально поселения располагались на холме Палатине, затем заселились соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних четырёх холмах (Целие, Авентине, Эсквилине и Виминале). Это один из старейших городов мира. Город по преданию был основан Ромулом 21 апреля 753 до н.э. на Альбанских холмах в области Лаций. Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной, когда, после падения города, троянцы во главе с Энеем прибыли в Лаций и основали город Альба Лонга. Потомком Энея в 14-м поколении считали Нумитора, свергнутого его братом Амулием. Желая обезопасить себя от мести со стороны потомков Нумитора, Амулий сделал его дочь Рею Сильвию весталкой (жрицы богини Весты не имели права вступать в брак), но она родила двух братьев-близнецов (Ромул и Рем) от бога войны Марса. Младенцы, брошенные в Тибр, были чудесным образом спасены: волны вынесли корзинку на берег, где их вскормила своим молоком волчица (впоследствии римляне воздвигли на Капитолии бронзовую статую волчицы). Дети выросли, убили Амулия и вернули царскую власть своему деду, а сами заложили город на Палатинском холме, который по жребию получил названии Рим (Roma лат.) от имени Ромула (Romulus лат.). При постройке между братьями возникла ссора, и Рем был убит братом. Ромул стал первым царем Рима. После него, вплоть до 509 г. до н.э. правили ещё шесть царей. После изгнания этрусского царя Тарквиния Гордого учреждается республиканская форма правления. О дальнейшей истории Рима можно узнать здесь. В Риме огромное количество достопримечательностей, одних церквей насчитывается свыше 900! Поэтому расскажем лишь о памятных местах, которые изображены на керамическом колокольчике «Рим» (подраздел «Географические объекты»). Площадь Испании – площадь в центре города, в районе Campo Marzio. Получила название по расположенному на ней испанскому посольству. Представляет собой 2 неравных треугольника. В северной части площади, от фонтана в виде лодочки «Баркачча» (1627–1629, арх. П. Бернини-отец), начинается барочноая Испанская лестница из травертина (138 ступеней, 1723–1725, арх. А.Спекки и Ф. де Санктис), ведущая к расположенной на вершине холма Пинчо церкви Тринита-деи-Монти. В южной части площади с 1620 года находится дворец Испании, перед которым стоит Colonna dell’Immacolata — «колонна Непорочной» (1854). Площадь Испании является центром римского квартала моды. От нее начинается улице Кондотти, где представлены самые известные итальянские модные марки. Собор Святого Петра – крупнейшая историческая христианская церковь в мире, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана. Это одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над созданием собора трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек. Собор Святого Петра построен на месте, где располагались сады цирка Нерона (от него сохранился обелиск из Гелиополя, стоящий на площади Св. Петра перед собором). Первую базилику возвели в 326 году при императоре Константина. Алтарь собора размещён над могилой, которая со II века н.э. считается захоронением святого. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. В XV веке, в связи с аварийным состоянием базилики, встал вопрос о ее расширении и перестройке. В 1506 году утвердили проект архитектора Донато Браманте и началось возведение центрического сооружения в форме греческого. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, затем строительством храма руководили Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло. В 1546 году руководство работами было поручено Микеланджело, который вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. В начале XVII века по указанию Карло Мадерно пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе. Чтобы вместить большое количество верующих, стекающихся к собору для получения папского благословения или религиозных празднеств, необходима была большая площадь перед собором, которая разбивается в 1656–1667 годах по проекту Джованни Лоренцо Бернини. Общая длина базилики 211,6 метров. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра. Купол имеет внутри высоту 119 метров и диаметр 42 метра. Интерьер Собора Святого Петра поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления – здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Так в первой капелле справа находится шедевр Микеланджело – мраморная «Пьета» (1499). Миниатюрный собор Святого Петра венчает и второй «римский» колокольчик коллекции – маленький металлический колокольчик «Рим – Ватикан» (подраздел «Храмы, соборы»). Фонтан Треви – самый крупный фонтан Рима (высота 25,9 м, ширина 19,8 м) в стиле барокко (1732–1762, арх. Никола Сальви. Он примыкает к фасаду палаццо Поли, второй этаж которого в 1830-х гг. снимала княгиня З.А. Волконская. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Океан, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и гиппокампы. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними – барельефы. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим, и акведук, так же как и источник, получил название Acqua Vergine (Acqua - вода, Vergine - девушка). Существует поверье, что человек, бросивший в фонтан Треви монетку, приедет в Рим ещё раз. Две монеты – любовная встреча. Три – свадьба (бракосочетание). Четыре монеты – богатство. Пять монет – разлука. Денежная сумма, которую ежегодно «вылавливают» коммунальные службы за год, достигает 700000 евро. В правой части фонтана расположены «трубочки влюбленных». По легенде, молодые пары, попившие из них воды будут любить друг друга и жить в согласии до самой старости. Фонтан Треви был запечатлён во многих фильмах: мелодраме «Римские каникулы», картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь», «Безумно влюбленный» и других. Колизей (от лат. colosseus – громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев – амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима. Находится в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами. Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее в 72 году н.э. В 80 году амфитеатр был освящен императором Титом. Строился он за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи. Открытие Колизея было ознаменовано играми. Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев, нынешнее название утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ: боев гладиаторов, звериных травлей, морских сражений. В 217 году при императоре Макрине Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, но звериные травли продолжали происходить в Колизее практически до 500 года. Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года Колизей был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио – дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III – палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным, утратив две трети своей первоначальной массы. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры. Лучшее отношение к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII века, так папа столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740–1758) посвятил Колизей Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Но просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Были разработаны проекта реставрации памятника. Первый этап включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы. Сейчас Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. 7 июля 2007 года он был признан одним из 7 Новых чудес света. По материалам Википедии
Фотогалерея Рима
|