Париж (продолжение)

Площадь Бастилии

Бастилия была задумана и построена как оборонная крепость на восточных подступах Парижа, но уже в конце XV века по велению Людовика XI превратилась в темницу. При Ришелье Бастилия стала государственной тюрьмой для именитых заключенных. В XVIII веке Вольтер дважды оказывался за ее решеткой, соседствуя с маркизом де Садом. 14 июля 1789 года толпы простолюдинов, захватившие предварительно Арсенал, осадили Бастилию и вынудили ее защитников сдаться. В тюрьме к этому моменту содержалось всего 7 человек, включая одного сумасшедшего. Решение о сносе Бастилии было принято 16 июля мэрией города, а на то, чтобы ее разобрать, ушло три года. Камни частично использовались на постройку моста Согласия. С 1880 года день 14 июля, в память о штурме несопротивлявшейся Бастилии, стал официальным праздником страны, и на месте бывшей крепости, которое решили не застраивать, с тех пор проходят народные гуляния. Последующим поколениям о Бастилии напоминают контуры тюрьмы, выложенные на мостовой. В центре современной площади Бастилии возвышается Июльская колонна (1831) в память о жертвах революций 1830, 1848 и 1870 годов. В 1980-е годы на площади по проекту Карлоса Отта возведена Бастильская Опера.

Площадь Вогезов

Мост Александра III (1896–1900) назван в честь российского царя Александра III, сын которого Николай II открывал мост. Арка из металла – 107 м в длину и 40 м в ширину – соединяет Эспланаду Инвалидов с Елисейскими полями. Гирлянды цветов; нарядные фонари, окруженные амурами; аллегории кораблестроения образуют богатую декорировку моста. На двух пилонах правого берега представлена Франция средневековая и Франция современная, на таких же пилонах левого берега – Франция Ренессанса и Франция Людовика XIV. Как символ союза Франции и России, аллегории Сены и Невы украшают два пилона, расположенные у входа на мост.

Памятник Людовику XIII

на Площади Вогезов

Площадь Вогезов похожа на обширный внутренний двор монастыря. Её образуют 36 старинных домов, со всех сторон полностью закрывающие площадь безупречно квадратной формы (108 м каждая сторона). Нижние этажи домов представляют собой беспрерывную аркаду, над которой поднимаются два этажа с рядами окон. Всё пространство площади – в зелени деревьев и газонов, в центре возвышается мраморная конная статуя короля Людовика XIII. Площадь находится на том самом месте, где раньше располагался Отель де Турнель и где Генрих II погиб на турнире в 1559 году. Генрих IV в 1607 году решил разбить здесь площадь, которая и была закончена в 1612 году.

Люксембургский дворец

После смерти Генриха IV, его супруга Мария Медичи, не смогла больше жить в Лувре и решила сменить его на другое место. С этой целью в 1612 году она приобрела дворец Франсуа Люксембургского вместе с обширным земельным участком и в 1615 году поручила архитектору де Бросу построить дворец, обликом походивший на флорентийские дворцы, а именно, Дворец Питти. После Революции Люксембургский дворец был отнят у королевской семьи и преобразован в Государственную тюрьму. В 1795 году там обосновалась первая Директория, затем Наполеон разместил там Сенат. Сейчас во дворце представлены работы Эжена Делакруа и Якоба Йорданса. Ко дворцу примыкает одноимённый сад, знаменитый своими статуями французских королев.

В Люксембургском саду

Базилика Сакре-Кер.

Фото с сайта http://chat.himki.net

 

Монмартр был и остаётся одним из наиболее живописных кварталов Парижа. Он возник на известковом холме 130 м высотой, где, по преданию, святой Дени – первый епископ Парижа, был обезглавлен в 272 году. В течение всего XIX века Монмартр был притягательным центром художников. Да и сейчас этот холм населяют люди, которые наполняют своим искусством узкие извилистые улочки, старинные магазинчики, задымленные кафе. У подножия Монмартрского холма находится Белая площадь, над которой взметнулись длинные крылья кабаре «Мулен-Руж», на сцене которого родился «канкан». Это ночное заведение связано с именем Тулуз-Лотрека, проводившего здесь целые ночи. На вершине Монмартского холма возвышается базилика Сакре-Кер в Романо-византийском стиле, возведённая в 1876 году по общественной подписке и освящённая в 1919 году. Интерьер церкви пышно украшен мрамором, статуями, золотом и мозаикой. Позади церкви – квадратная колокольня, 84 м высотой, со знаменитым «Савоярдом», одним из самых больших колоколов в мире – весом в 19 тонн.

У «Мулен-Ружа»

Форум Центрального рынка – один из самых старых районов города и одновременно один из самых оживленных и многолюдных центров. По выражению Эмиля Золя это – «чрево Парижа», ведь когда-то здесь располагался огромный рынок. 4 сентября 1979 года был открыт Форум площадью 40 тысяч кв.метров, объединяющий четыре подземных этажа вокруг открытой площадки. Он построен по проекту двух архитекторов – Клода Васкони и Джорджа Пенкрича, и включает в себя магазины, художественные салоны, рестораны, кинотеатры, банки, информационные центры и многое другое.

Первоначально обширный район, где сейчас располагаются Елисейские поля, был заболоченным местом. После его осушения Ленотр в 1667 году создал широкий проспект, получивший название «Гран-Кур», с 1709 года – Елисейские поля. Во времена Второй империи Елисейские поля стали огромным салоном Парижа, местом встреч, жилым районом для наиболее влиятельных и известных лиц города. Сегодня Елисейские поля – средоточие роскошных модных магазинов, кинотеатров, дорогих ресторанов, офисов крупных компаний.

Памятник писателю М.Эме

на Монмартре  работы Ж.Маре

Строительство Триумфальной Арки начал в 1806 году Ж.-Ф.Шальгрен, выполняя волю Наполеона, пожелавшего посвятить её Великой Армии. Арка была завершена к 1836 году. У нее только один овальный пролет, а по своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую Арку Константина в Риме: высота ее 50 м, а ширина – 45. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен барельеф работы Франсуа Рюда, представляющий выступление в поход волонтеров в 1792 году и более известен под названием «Марсельеза». Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах аттика выгравированы названия великих сражений. Под Аркой с 1920 года находится могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь. Внутри Арки имеется помещение для небольшого музея, где хранится история сооружения памятника и где можно прочесть имена 558 генералов.

Эйфелева башня

Эйфелева башня была построена для Всемирной выставки 1889 года и состоит из 15 тысяч сваренных металлических деталей, которые покоятся на огромных четырех пилонах с цементным основанием. Её высота достигает 320 м. Состоит башня из трёх уровней: первая платформа находится на высоте 57 м, вторая – 115 и третья – 274 м. На каждом этаже есть бары и рестораны, а также смотровые площадки. Под Эйфелевой башней расстилается зелень Марсова поля, бывшего военного плаца, преобразованного впоследствии в прекрасный парк. В эпоху «модерн» обширная территория парка была отведена под всемирные выставки. В настоящее время парк, планировка которого была изменена архитектором Формиже в 1908–1928 годах, разделён на широкие аллеи, украшенные клумбами и небольшими водоемами.

В коллекции два фарфоровых колокольчика «Париж», находящихся в «Географических объектах». На них изображены 3 основных достопримечательности Парижа: Нотр-Дам, Сакре-Кер и Эйфелева башня, в виде которой изготовлены даже ручки колокольчиков. Колокольчики одинаковы по размеру, отличаются лишь по цвету: один белый с цветными изображениями, другой – тёмно-синий с золотыми.

Эйфелева башня вечером

В 1969 году, будучи президентом Республики, Жорж Помпиду решил создать большой культурный центр в районе «Плато Бобург». В результате международного конкурса лучшим был признан проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Строительство здания началось в апреле 1972 года, а торжественное открытие Центра Помпиду (Бобурга) Жискаром д'Эстеном состоялось 31 января 1977 года. Это здание часто называют «городской машиной», его площадь 100 тысяч кв. метров. Все внешние трубопроводы окрашены в разные цвета. Три верхних этажа Центра Помпиду занимает Национальный музей современного искусства.

Строительство центра Дефанс, предназначенного для деловой жизни, началось в 1955 году на территории в 130 га, расположенной за мостом Нейи. Здания возвышаются над эспланадой, 120 м длиной и 250 – шириной, предназначенной для пешеходов и ступенями спускающейся к Сене. Район Дефанс -–средоточие штаб-квартир крупнейших компаний и банков.

Квадратный двор Лувра

Лувр ведёт свою историю с XIII века, когда Филипп-Август для оборонительных целей построил мощную крепость вдоль Сены для хранения королевской казны и архивов. В XIV веке Карл V Мудрый превратил крепость в королевскую резиденцию. Но после его правления Лувр долгое время не использовался в качестве королевской резиденции. В 1546 году, по заказу Франциска I, архитектор Пьер Леско внес большие конструктивные изменения в прежний проект в соответствии с требованиями Ренессанса. С этой целью Леско снес старую крепость и на её фундаменте воздвиг новый дворец. Работы были продолжены при Генрихе II под руководством того же архитектора Пьера Леско, который для оформления дворца пригласил скульптора Жана Гужона. При обоих Людовиках – XIII и XIV, продолжалось постоянное расширение здания, закончившееся постройкой Восточного фасада с колоннадой, а также окончательным формированием Квадратного двора, обильно украшенного декоративной скульптурой. В 1682 году королевский двор был перенесён в Версаль и Лувр постепенно пришёл в такое состояние упадка, что в 1750 году речь шла о его сносе.

Стеклянная пирамида Лувра

Собрание книг в Библиотеке, основанной Карлом Мудрым было безвозвратно утеряно, но в XVI веке Франциск I стал собирать коллекцию художественных произведений, которая стала ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир. Оно было существенно пополнено при Людовике XIII и Людовике XIV, а после смерти последнего Лувр стал местом регулярного проведения выставок живописи и скульптуры. И, наконец, 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. Коллекция значительно расширилась во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства. В настоящее время каталог музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов. В 1981 году по решению президента Франции Франсуа Миттерана в Лувре начались реставрационные работы. Была поставлена задача: вернуть зданию Лувра первоначальный статус – статус музея. Для этого был осуществлен новаторский проект американского архитектора китайского происхождения Ео Минг Пея. Связь между новыми залами музея и двором теперь осуществляется с помощью пирамиды из прозрачного стекла необычайно лёгкой конструкции; к этой пирамиде с двух сторон примыкают две другие, меньшего размера.

Собор Дома Инвалидов

Музей д'Орсэ стоит на левом берегу Сены, на месте бывшего здания Суда Счетов, разрушенного во времена Парижской Коммуны. В 1898 году Компания железных дорог Париж-Орлеан получила архитектору Виктору Лалу строительство вокзала д'Орсэ, который был готов ко времени открытия Всемирной выставки 1900 года. Лалу соорудил огромный центральный неф 135х40 м, металлическая конструкция которого была искусно покрыта снаружи имитацией мрамора светлых тонов. Вокзал вместил в себя не только 16 платформ, но также рестораны и гостиницу на 400 номеров. С 1939 года вокзал д'Орсэ был заброшен и переживал период длительного упадка, пока в 1973 году президент Помпиду объявил вокзал национальным памятником и решил создать музей, вмещающий полвека искусства: со времен Второй Империи до начала кубизма. Работы по переоборудованию вокзала начались в 1978 году и были поручены группе АСТ, а внутренняя отделка – итальянке Гае Ауленти. В настоящее время в музее на площади более 45 тысяч кв. м выставлено более 4 тысяч произведений искусства, включающих живопись, скульптуру, графику, мебель.

Ансамбль Дома Инвалидов – самая знаменитая гробница Франции. Людовик XIV подписал указ и поручил лучшему придворному архитектору Брюану, а затем знаменитому Ардуэн-Мансару проектирование и строительство «Дома Инвалидов». На строительство собора ушло 33 года (1679–1706). Колоннаду двойного ордера венчает купол, над которым укреплён массивный барабан в окружении парных колонн, откуда, поддерживаемый консолями, устремляется ввысь изящный купол, украшенный гирляндами и цветами. Все сооружение венчается грациозным фонариком со шпилем высотой 107 м. С 15 декабря 1840 года в собора покоится прах Наполеона-Бонапарта, в часовне Св. Августина могила старшего брата Наполеона – Жозефа, под сводами часовни Св. Жерома – могила «орленка», как называли Жерома – младшего брата императора. Между собором и Музеем армии в церкви Людовика Святого, прозванной «солдатской», хранятся ряды захваченных неприятельских знамён. В склепах под церковью похоронены маршалы Журдан, Удино, Груши, автор «Марсельезы» Руже де Лиль.

Пантеон

В 1744 году тяжело заболевший Людовик XV дал обет построить в честь Св. Женевьевы новый храм. Строительные работы по проекту архитектора Ж.Суфло начались в 1758 году и были закончены только в 1789 году при содействии Ж.Ронделе. Революция превратила его в Храм Славы – Пантеон, предназначенный для погребения великих людей. Лестница перед входом в храм ведет в портик с 22 колоннами, которые поддерживают фронтон. На фронтоне скульптурный аллегорический сюжет работы Давида д'Анжера 1831 года, представляющий Францию между Свободой и Историей; ниже можно прочесть знаменитую надпись: «Великим людям – благодарная Родина». Интерьер храма – в форме греческого креста с куполом, который поднимается до перекрестья трансепта, поддерживаемого четырьмя пилонами; возле одного из них – гробница Жана-Жака Руссо. Крипта, которая находится под церковью, хранит прах многих знаменитых людей: здесь гробницы Виктора Гюго, Эмиля Золя, Вольтера, Суфло, Карно и Мирабо.

Церковь

Сент-Эсташ

Церковь Сент-Эсташ, расположенная недалеко от Центрального рынка, одна из самых необычных в Париже. Её строительство началось в 1532 году и закончилось только в 1637-м. Здание представляет собой оригинальное и гармоничное в своем единстве смешение стилей: в основе планировки – собор Нотр-Дам, своды – в стиле «пламенеющей» готики, декорировка фасада – в стиле ренессанс. В часовне находится усыпальница Кольбера, министра финансов при Людовике XIV.

Церковь Сен-Жермен-л'Оксеруа

Церковь Сен-Жермен-л'Оксеруа (XII–XVI в.) стоит на месте бывшего святилища эпохи правления Меровингов. Перед фасадом церкви глубокий портик (1435–1439) в готическом стиле с пятью отличающимися друг от друга арками, пилястры которых украшены статуями. Другие статуи в виде святых и королей установлены в трёх широких порталах. Над ними – окно-розетка, увенчанное стрельчатым фронтоном. В церкви хранится фламандский алтарь резного дерева со сценами из жизни Христа, статуи святых Жермена и Винсента (XV век).

Церковь Сен-Жермен-де-Пре – самая древняя церковь Парижа. Её по крайней мере четыре раза за сорок лет разрушали и грабили норманны, но она всегда восстанавливалась в строгих линиях ранней романской архитектуры. Фасад ее хранит остатки портала XII века, к сожалению наполовину скрытые порталом XVII века (1607). Колокольня церкви – в романским стиле с тяжёлыми углами, укрепленными мощными контрфорсами. В интерьере – три нефа с трансептом. В этой церкви находятся усыпальницы Декарта и польского короля Яна Казимира.

Церковь Сент-Этьенн-дю-Мон (1492–1622) находится в Латинском квартале, неподалеку от всемирно известной Сорбонны. Фасад церкви – причудливое сочетание готического стиля и стиля Ренессанс в трёх фронтонах, поставленных друг на друга. В церкви находится рака патронессы Парижа – святой Женевьевы, которая в 451 году спасла город от нашествия гуннов, а также находятся гробницы Паскаля и Расина. В интерьере – три нефа с трансептом, высокие цилиндрические колонны, поддерживающие своды и соединенные друг с другом галереей, которая идет над аркадами. Но наиболее привлекательный элемент интерьера, делающий церковь Сент-Этьенн-дю-Мон единственной в своем роде, – это амвон, созданный, возможно, Филибером Делормом приблизительно между 1521–1545 годами.

По Материалам Википедии, Словаря современных географических названий

(под общ. ред. акад. В.М.Котлякова. – Электронное издание. –

Екатеринбург: У-Фактория, 2006),

сайтов www.krugosvet.ru, www.destinations.ru,

www.europa.km.ru, http://active.france-obnovlenie.ru.

Hosted by uCoz