Кижи

Кижи (карел. Kiži) – остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных церквей, строений и домов. Некоторые из этих строений были построены на месте, другие (небольшая часть) привезены сюда из других мест. По одной из легенд, здания сделаны одним топором (без других инструментов), который потом мастер выбросил в озеро.

Сейчас в Кижах размещается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Музей под открытым небом Кижи с 1990 года включён в перечень Всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО.

Интересно, что ставить в названии топонима «Кижи» ударение на последний слог ошибочно. В Карелии традиционно используется ударение на первый слог (это связано и с особенностями карельского и финского языков).

Самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля, являющееся памятником федерального значения, памятником культурного наследия РФ (особо ценный объект) – Церковь Преображения Господня (1714 г.). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области. Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви – 37 м. Построена она в традициях русского плотничьего ремесла – без гвоздей. По своему типу храм – «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь относится к восьмериковым ярусным церквям, т.к. основой композиции сооружения является восьмигранный сруб – «восьмерик» – с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Преображенская церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Иконостас – четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века – начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы – «Преображение» и «Покров» – датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные. Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки – сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из берёзы. Лемех осиновый.

Преображенский собор

и шатровая колокольня

(фото из Википедии)

Рядом с Преображенской стоит «зимняя» (то есть отапливаемая – службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи) Покровская церковь. Построена она была также безымянными зодчими на полвека позже – в 1764 году. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Покровская церковь, композиционно уравновешивая пирамидальный Преображенский собор, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом. Украшена Покровская церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом. И  повал, и фронтонный пояс – это еще и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса – желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви. Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во четыре внутренние помещения церкви. Они располагаются друг за другом – с запада на восток. Сначала – сени, необходимые в любом северном строении, затем – трапезная. Иконостас Покровской церкви – тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым. Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 1950-е годы из заонежских икон XVII – начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре». Самое восточное помещение церкви – алтарь. Снаружи он выявляется пятигранным срубом – абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней – десятая глава Покровской церкви.

Шатровая колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней ее части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра. В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объем сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница. Композиция колокольни решена по традиционной схеме – «четверик на восьмерике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый. Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.

Преображенский собор и шатровая колокольня изображены в цветной вставке на ручке металлического колокольчика «Кижи», привезенного из Петрозаводска. Увидеть его можно в подразделе «Географические объекты».

Преображенская и Покровская церкви, а также колокольня обнесены деревянной оградой, воссозданной в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений.

Почти у подножия Преображенского собора и Покровской церкви стоит еще один, посеребрённый временем, храм. У храма нет фундамента, сруб стоит на огромных валунах. Это церковь воскрешения Лазаря. По предание говорит она была возведена была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного». Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 – 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI – ХVIII веков.

Часовня Михаила Архангела перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности. Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком. Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего. Над сенями – шатровая колокольня с двумя широкими поясами, увенчанная лёгким гранёным шатром. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин – кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик. В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина. В часовне сохранилось потолочное перекрытие – «небо», в центральном круге которого – икона Христа Вседержителя, а в сегментах – 12 трапециевидных клиньев – праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII–XVIII вв.

Ещё одним интересным объектом в Кижах является восьмикрылая ветряная мельница (1928), а в «Кижское ожерелье» входят ряд часовен: часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII–XVIII век); часовня Кирика и Иулиты (XIX век); часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век); часовня Знамения Богородицы (2-я пол. XVIII века); часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век); часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).

По материалам Википедии

Hosted by uCoz