Юнгфрау |
||
Юнгфрау (нем. Jungfrau) – горный массив в Швейцарии, в Бернских Альпах. Высота до 4158 м (г. Юнгфрау). Сложен юрскими сланцами и гнейсами. Покрыт фирновыми полями, от которых спускаются ледники. В районе Юнгфрау сосредоточены крупнейшие в Европе ледники: острые пики, морены, U-образные долины, покрытые льдом. Разнообразные виды флоры и фауны представлены в альпийских и субальпийских средах обитания.
Величественный вид Северной стены Высоких Альп, в первую очередь пиков Эйгер, Менх и Юнгфрау, ярко отражен в искусстве и литературе Европы. У этой «юной девы» (а именно так переводится с немецкого название знаменитой вершины за ее внешнее сходство с «девушкой в белом») нет недостатка в комплиментах. Причем ее не просто называли прекрасной, очаровательной, эффектной, притягательной, обворожительной, а многозначительно определяли как «во всю ширь развернутое знамя Альп», как «символ Швейцарии», которому клялись в верности... Сопутствовали Юнгфрау, конечно, и легенды. К примеру, рядом с ней находится также вершина Монах. И что удивительно, рядом с Юнгфрау в вечноснежном белом наряде Монах – весь в темном... И говорят это потому, что потемнел он от безнадежной, безответной любви к Юнгфрау... Бытует и более современное предание о том, как «юная дева» стала «железной леди». В 1811 году на ее вершину ступили два швейцарца – братья Майеры. Через полтора десятка лет после первовосхождения англичане одолели вершину по более трудному пути с западной стороны. Железная дорога Юнгфрау была построена в период с 1896 по 1912 год одним из пионеров строительства железнодорожных путей швейцарцем Адольфом Гайер-Зеллером. Она проходит по самым впечатляющим красотам местечка Оберланд. 12-километровый маршрут к вершине Европы пролегает через открытую местность только первые два километра от Кляйне Шейдег до станции Эйгер Глациер, а затем через туннель поднимается на Альпийские горы. Путешествие с двумя пересадками занимает примерно 2 часа. Два смотровых окна позволяют любоваться захватывающими дух видами на альпийские пейзажи, а, начиная от станции Айсмеер, через 3160 км ландшафт состоит только из вечных льдов и величественных скал. Заканчивается дорога на высоте 3454 м – здесь находится самая высокогорная железнодорожная станция в Европе. С панорамной площадки открывается захватывающий вид на ледник Алетч (22 км) в Альпах, откуда в ясную погоду открывается панорама на французскую горную цепь Восг и знаменитое Чернолесье в Германии. Юнгфрау–Алетч признано первым в мире природным достоянием в Альпах, получившее статус мирового наследия ЮНЕСКО. К другим достопримечательностям этого места можно отнести смотровую площадку Сфинкс (3571 м), откуда открывается незабываемый вид Альпийской панорамы на все 360 градусов, доступ к куполу обозрения которой обеспечивается скоростным, просторным лифтом. Этот удивительный лифт может поднимать вверх до 12000 пассажиров за час, и проходит 110 м до Сфинкса за 25 секунд. Ледовый дворец занимает пространство около 1000 кв. м. и расположен 20 м ниже ледника Алетч. Холл со сводчатым потолком, внушительные колонны, великолепные скульптуры диких животных и другие экспонаты, вырезанные из льда и сверкают прозрачным голубым светом.
На седловине Юнгфрау находится музейная экспозиция, где можно узнать об истории горных железных и подвесных канатных дорог. Здесь можно увидеть, как люди осваивали дорогу по вертикали, сооружали опоры для фуникулеров и подвесных канаток. Еще в 1866 году в штате Нью-Гэмпшир американцы начали строить первую железную дорогу для поездов с зубчатой передачей. Первый пассажирский поезд на зубчатой передаче сумел преодолеть крутизну в 377 промилле (промилле – мера крутизны подъема; сто промилле – это один метр по вертикали на десять метров по горизонтали). В Швейцарских Альпах зубчатые железные дороги были проложены к седловине Юнгфрау, к подножью Маттерхорна, на гору Пилатус такая дорога преодолевает местами крутизну в 480 промилле. Иногда стальные когти зубчатой передачи работают и в тоннелях, например, возле перевала Фурка. Еще в давние времена в горных местностях догадливые аборигены научились преодолевать пропасти или отвесные берега грозных потоков с помощью мостиков или корзинных переправ на конопляных и лиановых канатах. Но «жилы» быстро изнашиваются, поэтому закономерным стало появление троса. С появлением стальных тросов и тросиков в 1830-х годах, когда немецкий инженер Альбертом изобрел прочнейшие канаты из переплетенных друг с другом стальных проволок, широко распространились фуникулеры – железные дороги с канатной тягой. В Швейцарских Альпах этот вид транспорта преодолевает почти отвесную крутизну (в 878 промилле!). Один у него недостаток – остановки при снегопадах и заносах, поэтому появились безрельсовые подъемники. Инженеры долго не решались приступить к строительству канатных дорог всего на одном несущем канате. На так называемых гондольных подъемниках небольшая кабина проходит по кругу весь путь: от подножья вверх и снова к нижней станции. Подъемники получили возможность следовать друг за другом с интервалом в 30 секунд... К концу 1990-х годов в горах Швейцарии функционировало более двух тысяч канатных дорог. В коллекции о Юнгфрау и ее железной дороге с первой станцией Кляйне Шейдег напоминает металлический «коровий» колокольчик «Юнгфрау–Шейдег» («Географические объекты») с изображением швейцарского герба и альпийских цветов. По материалам Большой советской энциклопедии и сайтов: www.midtravel.ru, www.millionaire.ru, www.reisen.ru |