Иерусалим |
Иерусалим – древний город в Палестине, священный город трех мировых религий – иудаизма, христианства и ислама. Расположен на Иудейском плато на высоте 740 м, в 58 км к востоку от Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря. Население 769400 человек (2009). С 1949 по 1967 года был разделен между Израилем (большая часть Нового города) и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 году Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. В настоящее время Иерусалим является официальной столицей Государства Израиль, в нем находятся все правительственные учреждения. Тем не менее, израильский суверенитет над восточной частью города не признан значительной частью международного сообщества. Наиболее благоприятным местом для первого заселения Иерусалима был восточный холм над источником Гион. Здесь в поселении, позже названном Офель, археологи обнаружили следы жизни человека, относящиеся примерно к 3500 до н.э. Хотя во времена завоевания израильтянами город был известен как Иевус, название Иерусалим встречается в египетских текстах, относящихся к более ранней эпохе. Во времена правления фараона Эхнатона (ок. 1390 – ок. 1360 до н.э.), город находился под властью Египта. Согласно Книге пророка Иезекииля, население ханаанского Иерусалима, численность которого, согласно другим источникам, составляла приблизительно 15000, было смешанного состава и включало как аморреев, так и хеттеян. Ветхозаветный город. Иерусалим был окончательно завоеван евреями вскоре после 1000 до н.э. Первый поход на город осуществил царь Давид. В сражении, где отличился Иоав, воинам Давида удалось захватить город. С тех пор крепость Сион носит имя города Давидова. Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. На востоке его границей служил холм над Кедронской долиной, а весь город занимал пространство источника Гион до окрестностей пруда Силоам. При царе Соломоне (ок. 973 – ок. 933 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в центр торговли. Новая стена, построенная Соломоном, вероятно, окружала часть холма, находившегося на западе плато. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города. Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Иерусалиму удалось избежать захвата Синахерибом, но он был взят вавилонским царем Навуходоносором II в 598 до н.э. и еще раз после восстания 587 до н.э., когда город подвергся особо жестокому разрушению. Стены были снесены, Храм, дворец царя и «все домы в Иерусалиме, и все домы большие» сожжены. После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (516 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона. Вдохновителем восстановления городских стен был Неемия, о чем повествует Книга Неемии. На протяжении долгих лет после этого (примерно до 445 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хотя на время он стал духовным центром для евреев диаспоры. Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами Палестину сначала захватили правители Египта. Однако в 198 до н.э. Антиоху III Великому в конце концов удалось отбить Палестину, и после этого Иерусалим вошел в состав владений правителей Сирии. Селевкиды были приверженцами эллинистической культуры, и в этот период в Иерусалиме получили распространение греческая одежда, обычаи и атлетические упражнения. Однако, когда в 168 до н.э. Антиох IV Епифан предпринял попытку уничтожить религию евреев, фактически осквернив иерусалимский Храм и прекратив религиозные жертвоприношения, он столкнулся с упорным сопротивлением. Имея мало шансов на победу, Маккавеи все же подняли восстание, и после долгой и ожесточенной борьбы евреи добились независимости. Через три года Маккавеи отвоевали Храм и вновь освятили его. С тех пор это событие отмечается праздником Освящения (Ханукка). Через двадцать с лишним лет им удалось полностью очистить от врагов Акру и окончательно освободить Иерусалим к 143 до н.э. После этого Маккавеи разрушили Акру и срыли вершину холма, на которой он стоял, чтобы впредь исключить угрозу для храмового комплекса. Они построили крепость Барис на скале в северо-западной части ограды Храма. При хасмонейском правителе Александре Ианнайе (ок. 103 – ок. 76 до н.э.) независимое иудейское царство достигло почти такого же величия, как и при Давиде. Однако его сыновья Гиркан II и Аристовул II развязали междоусобную борьбу за трон, в результате чего римлянам удалось установить над страной свой контроль. В 63 г. до н.э. Помпей в 63 до н.э. прибыл в Иерусалим, после трехмесячной осады Храм был взят. Подобно Антиоху Епифану, Помпей вступил в Святое святых Храма, но в отличие от него не разграбил богатства и не стал подвергать гонениям евреев. Гиркан II (ум. 30 до н.э.) и соратник Антипатр Идумеянин вели умелую политическую игру и примкнули к Юлию Цезарю, когда тот стал правителем Рима, обеспечив тем самым Иудее особые привилегии. Антипатр, затем назначил двух своих сыновей, Фасаила и Ирода, правителями Иерусалима и Галилеи. В итоге Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 г. до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства. Ирод восстановил городские стены, разрушенные Помпеем. В старом городе он построил три новые башни – Гиппик, Фасаил и Мариамна. Вероятно, они были воздвигнуты на том месте, где сейчас стоит т. н. башня Давида близ Яффских ворот. К башням прилегал дворец Ирода с залами для пиров и спальными покоями для сотен гостей. В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония. Ирод Великий также завершил возведение стен вокруг холма, на котором располагался храм; типичный образец каменной кладки того времени можно до сих пор видеть на Стене плача в западной части храмового комплекса. Стена сложена из громадных каменных блоков. При Ироде в Иерусалиме было построено много зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма. Работы начались в 20–19 г. до н.э., перестройка же самого Храма завершилась через полтора года. Строительство продолжалось до тех пор, пока римляне не сожгли Храм в 70 году. В городе были три городские стены, две из которых были восстановлены с разрешения Юлия Цезаря и в таком виде сохранились до времен Христа. Третья стена, которую начал возводить Ирод Агриппа I, была завершена незадолго до 70 года. Первая, самая древняя стена шла на запад от храмового комплекса к трем башням Ирода и затем опоясывала всю юго-западную часть города. Некоторые ее фрагменты были найдены к югу от современного Иерусалима. Вторая стена начиналась от ворот под названием Гинаф и охватывала север города, заканчиваясь в крепости Антония. Третья стена, сооружение которой началось уже после Христа, шла от башни Гиппика, окружала обширные северные окраины и возвращалась в северо-западный угол храмового комплекса. Фрагменты этой стены были недавно обнаружены в северной части города. Все эти стены находятся значительно севернее современной стены вокруг города, которая, вероятно, была построена Адрианом, когда во II веке. Иерусалим был римской колонией. Ряд мест, связанных с жизнью Иисуса, можно определить с высокой степенью точности. Пруд Силоам до сих носит это древнее название, тогда как пруд Вифезда, вероятно, располагался в низине рядом с церковью св. Анны, к северу от храмового комплекса. Ворота, через которые триумфально въехал Христос, находились, по-видимому, около Золотых ворот. Гефсимания была приблизительно на месте современной Гефсиманской церкви на нижних склонах Масличной горы. Претория Пилата могла быть в замке Антония, хотя некоторые исследователи считают, что она могла располагаться во дворце Ирода Антипы. Иерусалимская резиденция Ирода Антипы, к которому также водили Иисуса, возможно, находилась во дворце Хасмонеев, между храмовым комплексом и дворцом Ирода. Как уже отмечалось, Голгофа могла быть на месте современной церкви Гроба Господня. В 70 году, во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. Когда Тит отбыл из города, оставались только три башни Ирода и часть стены. Римский император Адриан попытался восстановить Иерусалим как языческий город. Это и ряд других действий римлян вызвали еще одно еврейское восстание, которое возглавил Бар-Кохба. После подавления восстания Адриан разделил город на семь кварталов, построил и перестроил многие общественные здания, в том числе термы, театр и ипподром. Были сооружены два главных храма – Юпитера Капитолийского на том месте, где раньше стоял еврейский Храм, и святилище Венеры на месте гробницы Христа. Новый город был назван колонией Элия Капитолина, евреям под страхом смерти запрещалось входить на его территорию. В 325 году император Константин сделал Иерусалим христианским городом. Языческое святилище Венеры было разрушено, и гробница Христа вновь открылась миру. На этом месте была сооружена прекрасная базилика, освященная в 325 году, но разрушенная в 614-м. На этом месте воздвигались другие сооружения, в том числе построенная крестоносцами базилика, она дошла до наших дней как церковь Гроба Господня. В 614 году Иерусалим захватили персы во главе с Хосровом II, а в 638-м он был завоеван арабским халифом Омаром. Город получил название эль-Кудс, храмовый комплекс был назван Харам аш-Шариф (Благородное святилище). Над священной скалой воздвигли восьмиугольное сооружение с куполом – мечеть Куббат ас-Сахра («Купол над скалой») или мечеть Омара, в южной части храмового комплекса была сооружена мечеть эль-Акса. В 1072 году Иерусалим захватили турки-сельджуки, а в 1099-м он был взят крестоносцем Готфридом Бульонским. Город являлся столицей Иерусалимского королевства до 1187 года, а затем перешел к Саладину. Крестоносцы отбили Иерусалим в 1229 году, но в 1244-м мусульмане вновь установили над ним свой контроль. В 1517 году город был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном (правил в 1520–1566 годах) была возведена стена, которая до сих пор окружает Старый город. Иерусалим оставался под мусульманским управлением до Первой мировой войны, однако к концу XIX века большинство его населения вновь составляли евреи. Современный Иерусалим делится на две части – Новый и Старый город. В Старом городе, в черте стены Сулеймена, расположены четыре квартала: еврейский на юге; армянский на юго-западе; христианский на северо-западе (примыкает к церкви Гроба Господня) и мусульманский на северо-востоке и востоке, куда входит территория древнего храмового комплекса. Строительство Нового города за пределами стены началось в 1860 году с сооружения первой еврейской окраины на западе и продолжалось, пока Новый город не превзошел Старый как по размерам, так и по численности населения. В районе Меа Шеарим проживает община крайне ортодоксальных евреев, придерживающихся неизменных на протяжении столетий традиций. Большую часть периода современной истории город находился под турецким контролем. Союзные войска под командованием британского генерала Алленби нанесли поражение турецким и германским силам во время Первой мировой войны, и город попал под британское управление как часть подмандатной Палестины. Британцы решили уйти из Палестины весной 1948 года, когда было образовано еврейское государство Израиль. ООН постановила, что Иерусалим должен находиться под международным управлением, однако в ходе войны 1948–1949 годов между арабами и израильтянами Старый город и прилегающие к нему с севера, востока и юга районы перешли под контроль войск Иордании, а Новый город и прилегающий западный район отошли к Израилю. Благодаря достигнутому под эгидой ООН соглашению о прекращении огня были установлены границы, кроме того, в большинстве городских районов между израильской и иорданской территориями были созданы нейтральные полосы. 14 декабря 1949 года Иерусалим был провозглашен столицей Израиля. Во время арабо-израильского конфликта 1967 года израильские войска заняли иорданские районы Иерусалима и провозгласили весь город единым муниципалитетом. Символические Мандельбаумские ворота, служившие в прошлом единственным переходом между двумя секторами, были разрушены. В границы Нового города вошли Рамат Рахиль (Гробница Рахили) и эль-Азария (Вифиния), но Вифлеем остался вне границ. Израильтяне планировали создать арабские кварталы на севере и востоке, а к югу от Старого города обустроить территорию для промышленных предприятий и создать национальный парк. Восстановительные работы были начаты в еврейском квартале Старого города, большая часть которого была разрушена во время военных действий 1948–1949 года. Из-за климата и тонкого слоя почвы сельское хозяйство не стало важной отраслью в районе Иерусалима. Выращивается пшеница, некоторые сорта овощей, оливы, вокруг города пасутся стада овец и коз. Единственным полезным ископаемым является известняк, который используется в строительстве. Однако в последние годы вокруг города были созданы сельскохозяйственные поселения. Появились виноградники, фруктовые сады, молочные фермы, стали выращивать скот и птицу. Были расширены и модернизированы каменоломни. Однако основное значение Иерусалима заключается в его истории и религиозных святынях, которые привлекают туристов, поэтому в городе развито производство сувениров и предметов религиозного культа. Святые места Иерусалима расположены в Старом городе. Круглый год туристы и христианские паломники приезжают посетить церковь Гроба Господня, Крестный путь, Гефсиманский сад, Масличную гору, церковь Вознесения и Вифинию. Мечеть аль-Акса является третьей по значению святыней мусульман. На ручке металлического колокольчика «Иерусалим» (подраздел «Географические объекты») можно увидеть изображение Богоматери с младенцем. Это современная, но очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери, написанная около столетия назад. Первая икона Божией Матери Иерусалимской по преданию, была написана св. евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании. В 463 году сей образ был перенесен в Царьград греческим царем Львом I, или Великим, и поставлен в храме Богородицы – Пигии, то есть «источника». Здесь пребывала святая икона до дней благочестивого царя Ираклия. Когда ее заступлением скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и прогнаны, икона Иерусалимская была перенесена во Влахернскую константинопольскую церковь. В 988 году, при царе Льве VI Философе, Иерусалимская икона Божией Матери была перенесена в Корсунь и подарена св. равноапостольному кн. Владимиру, который забрал ее в Киев. Когда новгородцы приняли христианство, то св. Владимир отправил им этот образ, которых хранился в Софийском соборе Новгорода более 400 лет. В 1571 году Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник был увезен французами и сегодня, как говорят, находится в соборе Парижской Богоматери. Икона, изображенная на ручке колокольчика стоит в каменном киоте позади гробницы Марии Богородицы. Гробница находится в православной церкви Успения, расположенной восточнее Старого города в Иерусалиме и чуть севернее Гефсиманского сада. Храм построен в XII веке на месте, где в 326 году святая Елена воздвигла первую церковь. Согласно преданию в ней также находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. В самой нижней части храма находится гробница в которой апостолы похоронили Деву Марию. Гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора и в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Сейчас церковь принадлежит Иерусалимской Православной Церкви и армянам. В том же подразделе есть еще один металлический колокольчик «Иерусалим», освященный на Гробе Господнем. На его ручке изображение Крисс-кросса (перекрещивающегося креста) – первоначально он носил название Креста Христа. Этот крест именуют еще Крест крестоносцев, он представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне или красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне. В качестве герба этот крест был взят норманнским завоевателем Годфридом Бульонским, который стал Охранителем Святой Гробницы и первым правителем Иерусалима после его освобождения от мусульман в конце Первого крестового похода в 1099 году. Крест кресноносцев был отличительным знаком участника Крестовых походов. Существует мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили воины, вернувшиеся с Востока, идет традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов. Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест символизирует Христа, четыре маленьких – авторов четырех Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Пять крестов вместе также могут символизировать раны Христа. Также Иерусалимский Крест может символизировать обретенные в Святой Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии – 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов. В подразделе «Гербы, флаги» есть колокольчик-магнит «Израиль» из полистоуна, освященный на Гробе Господнем. На нем изображен израильский флаг, принятый 28 октября 1948 года после рассмотрения свыше 170 проектов. Флаг представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и звездой Давида в центре. Первоначальная версия, предложенная к утверждению, представляла собой флаг, состоящий из трех равных вертикальных полос: двух голубых по краям и белой в середине, с синей звездой Давида на белой полосе. Но большинство членов правительства высказалось за две горизонтальных синих полосы, напоминающих небо и море. Полотнище флага также напоминает талит – белую с синими полосами еврейскую молельную накидку. Гексаграмма в центре – Маген Давид, известный как «Щит Давида», или «звезда Давида». Белое полотнище, напоминающее талит, стало еврейским символом еще в XVII веке. В 1885 году флаг с двумя синими полосами и звездой Давида появился в Ришон ле-Ционе; независимо от этого аналогичный символ был принят Первым Сионистским конгрессом в 1897 году. В 1933 году, на XVIII Сионистском конгрессе, этот знак был провозглашен флагом еврейского народа «согласно давней традиции». Интересно, что отдельные еврейские общины в давние времена имели свою атрибутику. Так в 1254 году евреям Праги императором Карлом IV был пожалован особый флаг, представлявший собой красное полотнище со звездой Давида. В 1460 году зафиксирован флаг евреев Буды: также красное полотнище с четырьмя звездами, из которых две представляли собой звезды Давида. Из Иерусалима был также привезен в подарок маленький керамический колокольчик с растительными мотивами в оливковых тонах, напоминающий о тысячелетних оливах Гефсиманского сада (раздел «Растительные мотивы»). По материалам Википедии, энциклопедии «Кругосвет» и сайтов www.ps-pokrov.ru, http://www.blamag.ru |