Елабуга |
Елабуга (тат. Алабуга) – город (с 1780) в России, административный центр Елабужского района Татарстана. Расположен среди лесов на высоком правом берегу Камы у впадения в нее реки Тойма, в 200 км к востоку от города Казани. Население – 70,0 тысяч человек (2009). Целая эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII–V веками до н.э. В IX–X веках образовалось Булгарское государство. На основе комплексных археологических и исторических данных было определено, что древняя Елабуга (Алабуга) была в числе булгарских городов, существовавших в еще домонгольский период нашей истории. Она возникла на рубеже X–XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005–1010 годам. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. Ценнейшим памятником этого периода является «Елабужское городище» – остатки древнего булгарского города. Одна из башен городища, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества верующих, гостей города, туристов. Ее можно увидеть на металлическом колокольчике «Елабуга», посвященном 1000-летию города (подраздел «Географические объекты»), а стилизованная керамическая башенка «Елабуга» находится в подразделе «Колокольчики-домики». В болгарский период Елабуга становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII веке была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре – Болгаре (IX–XX века) и Болгаре (XIII–XIV века) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи. После покорения Казанского царства, когда эти места были заняты, на месте Елабужского Чертового городища была устроена иноческая обитель в 1614 году. В 1616 году на этом месте было закончено строительство Троицкого монастыря и его церквей, но просуществовал он недолго и в 1764 году был упразднен. Примерно ко времени создания обители относится и основание села Трехствятского, так в записках известного князя Курбского упоминается о походе на Каму, совершенном русскими вскоре после покорения Казани царем Иоанном IV Васильевичем Грозным. В книге Большого Чертежа, составленной в первой четверти XVII столетия Трехсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме город Чертов – Елабуга тож». Существует предположение что после основания села Трехсвятского и первой Покровской церкви царем Иваном Васильевичем, по приказанию коего и была заложена Покровская церковь, был пожалован в Покровскую церковь образ Трех Святителей, отчего Елабуга и стала называться селом Трехсвятским. Образ Трех Святителей до сих пор хранится в Покровской церкви города Елабуги, живопись его нисколько не пострадала и принадлежит к древнейшему греческому стилю. Со времени пожалования иконы Трех Святителей царем Иоанном IV в Покровскую церковь село Трехсвятское называлось «Трехсвятское, Елабуга тож». В 1780 году был обнародован указ императрицы Екатерины II, по которому Елабуга была переименована из села Трехсвятского в уездный город Вятской губернии. Проживало в Елабуге в то время около 1000 жителей и было менее 400 домов. В начале XX века в городе Елабуга уже 10000 жителей, из них более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров. Наиболее известной была династия купцов Стахеевых, прибравших к рукам весь хлебный рынок Прикамья, они также имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы и фабрики. Известны также династии купцов Гирбасовых, Ушковых, ставших основателями химических заводов в Прикамье. Расцвет города как архитектурного ансамбля приходится на вторую половину XIX века. Большой пожар в августе 1850 года превратил в пепел более 500 деревянных домов; началось строительство каменных зданий, и ныне украшающих город. Улицы Набережная, Покровская, Спасская, Казанская – это целый ряд интереснейших особняков, корпусов учебных заведений, магазинов. На этих улицах жили известные купцы. Уездное и городское училища, Женская гимназия, Училище для слепых, Епархиальное женское училище, Александринский детский приют, Никольская церковь и другие были выстроены на средства купцов. Именно благодаря купеческой благотворительности Елабуга была среди первых десяти городов России, которые установили электрическое освещение и водопровод. Уникальная по целостности ландшафтно-пространственная организация города XIX века сочетается с большим количеством памятников истории и культуры. Проект регулярной планировки учитывал сложившиеся градостроительные параметры Елабуги, ее естественную «прикрепленность» к берегу реки Тоймы. Внутренняя городская среда исторической части города, благодаря относительно хорошей сохранности и единовременности формирования, отличается редкой цельностью. Город образует в основном прямоугольные кварталы, ограниченные (согласно регулярному проекту XVIII века) взаимно перпендикулярными улицами и обстроенные по периметру 2–3-этажными домами гражданской архитектуры. Единым центром такой планировки становилась соборная площадь Спасского собора. Кафедральный Собор во имя Спаса Нерукотворного образа – величественное сооружение о пяти главах и трех пределах с двухэтажной пристройкой для духовного правления. Был освящен в 1821 году (является самым большим храмом Елабуги). В росписях храма участвовали известные художники-академисты: И.А.Осокин, Братья Верещагины, Бруни. Самую главную святыню Собора составляла икона Нерукотворного образа Христа-Спасителя. Рядом со Спасским Собором расположена небольшая по размерам Часовня Александра Невского. Улица Набережная возникла по плану 1780–1784 годов, проложена по краю высокого берегового склона р. Тоймы. Следуя изгибу надпойменной террасы, огибает с юга кварталы западной части города. Хорошо сохранилась историческая застройка Набережной улицы, открытой на широкую пойму Тоймы и Камы. Это главный «фасад» Елабуги, усиленный крупными архитектурными объемами Спасского собора и Никольской церкви. Здание Епархиального женского училища, одна из городских доминант. Здание в стиле «вятского барокко» построено в 1903 году на средства Глафиры Федоровны Стахеевой, богатой елабужской купчихи, потомственной почетной гражданки. План и смета на постройку Епархиального училища были выполнены вятским губернским инженером, классным художником, архитектором I степени И.А.Чарушиным. Современная Елабуга – крупный промышленный центр. В городе действуют предприятия нефтедобывающей промышленности (НГДУ «Прикамнефть», Елабужское управление буровых работ); заводы легковых автомобилей (ОАО «ПО ЕлАЗ»), металлической арматуры, железобетонных конструкций, кирпичный, по производству бытовой техники (бытовых масляных электрообогревателей, электрических мясорубок), входящий в состав группы Делонги; фабрика школьной мебели; предприятия легкой (швейная фабрика) и пищевой (мясоконсервный комбинат, молкомбинат, хлебозавод, пивзавод) промышленности. С декабря 2005 года на территории Елабужского района открыта «Алабуга (особая экономическая зона)» промышленно-производственного типа. Планируется строительство автозавода СП компаний «SOLLERS-Isuzu» и «SOLLERS-Елабуга». Запущено серийное производство автомобиля FIAT Ducato на предприятии «SOLLERS-Елабуга». В городе действует Елабужский государственный педагогический институт, который расположен в здании, в котором ранее располагалось Епархиальное училище. Перед зданием установлен памятник Стахееву, самому известному благотворителю Елабуги, на средства которого и было построено это здание, являющееся памятником архитектуры начала XX века. Кроме того, в Елабуге много других зданий, построенных купцами и представляющих архитектурную и историческую ценность. С Елабугой связано много известных людей, здесь родился и часто бывал И.И.Шишкин (многие его картины, в том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей Елабуги), здесь же в его доме-музее хранится часть его картин, на ул. Набережной установлен памятник. На керамическом колокольчике «Елабуга» (подраздел «Географические объекты») изображена одна из картин художника – «На севере диком». История ее такова. К 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова, петербургским издателем П.П.Кончаловским, было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин. Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком». Когда ее увидел художник Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, он сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». В зиму 1890–1891 года живописец несколько раз выезжал в Финляндию, где на мызе Мери-Хови у дочери им была написана эта картина. «На севере диком стоит одиноко» – лирическое стихотворение Лермонтова (1841), вольный перевод стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), написанного в 1822 году. Сейчас картина И.И.Шишкина «На севере диком» находится в Киевском государственном музее русского искусства (Украина).
В Елабуге находится музей-усадьба участницы Отечественной войны 1812 года, «кавалерист-девицы» Н.А.Дуровой (1783–1866). Здесь в эвакуации провела последние дни жизни русская поэтесса Марина Цветаева (1892–1941), теперь в ее доме также открыт музей. В Елабужском уезде родился и вырос В.М.Бехтерев (1857–1927) – ученый-психоневролог, в честь него открыт музей. В реальном училище (с 1909 по 1916 год) учился Маршал Советского Союза Леонид Говоров (1897–1955). В здании женского Епархиального Училища в эвакуации (1941–1944) находился Филиал Ленинградского Университета под руководством академика В.А.Амбарцумяна. Среди сотрудников филиала были В.И.Смирнов, В.А.Фок, В.В.Соболев, впоследствии академики. За эти годы филиал выполнил много научных работ оборонного значения. В 1995 году был подписан указ президента Российской Федерации о создании в Елабуге историко-архитектурного музея-заповедника. В разделе «Растительные мотивы» можно увидеть еще один елабужский колокольчик – керамический, авторской работы. По материалам Википедии и сайта http://nearyou.ru |