Бомарцо

Дворец Палаццо Орсини

Бомарцо (итал. Bomarzo) – коммуна и город в Италии в регионе Лацио, подчиняется административному центру Витербо. Население 1615 человек (2001).

Бомарцо был основан еще при этрусках около середины VI века до н.э. чтобы контролировать торговые пути, шедшие от морского побережья Этрурии в глубь страны. В III веке в город пришли римляне, и он стал называться Полимарциум. В эпоху поздней античности и вплоть до XI века Бомарцо был резиденцией епископ. В 1286 году укрепленное  поселение было продано коммуне Витербо, а затем знаменитому роду Орсини, из которого вышло пять римских пап. Тогда Бомарцо претерпел радикальную перестройку.

Схема «Сада чудовищ»

Сейчас Бомарцо состоит из пяти исторических районов (Борго, Крочи, Мадонна дель Пьяно, Поджо, Дентро). Последний – самый древний из пяти исторических районов, он является центром города. Здесь расположен Собор Дуомо ди Санта Мария Ассунта, в котором роль алтаря выполняет саркофаг периода раннего христианства – гробница святого Ансельмо, епископа Бомарцо VI века. Дворец Палаццо Орсини (перестроенный средневековый замок), творение сиенского архитектора Бальдассарре Перуцци, в 1645 году был продан герцогу Ипполито Ланте делла Ровере, по желанию которого на втором этаже был устроен просторный зал. В 1836 году дворец перешел во владение рода Боргезе, представители которого снабдили дворец небольшой лестницей, с которой открывается красивый вид на замки городков Муньяно, Киа и Аттильяно. Только в ХХ веке большая часть дворца отошла городу. К прочим достопримечательностям Бомарцо относятся церкви Кьеза ди Санта Мария делла Валле (возведена по приказу герцогов Ланте делля Ровере поверх античной постройки) и церковь Кьеза ди Сант’Ансельмо

Один из парковых монстров

Но главной достопримечательностью Бомарцо является «Священный лес» или «Сад чудовищ» (итал. Sacro Bosco, итал. Parco dei Mostri) – садово-парковый ансамбль в долине у подножия замка Орсини, разновидность маньеристского парка с сюрпризом, выдающийся памятник итальянского Ренессанса. Его длина почти 200 м и 100 м в ширину. Парк расположен на лесистой горе на нескольких террасах и украшен примерно 30 мифологическими скульптурам и фантастическими сооружениями, высеченными из скальных выступов.

Исследователями принято, что парк был сооружен при кондотьере Пьере Франческо Орсини, иначе – Вичино Орсини (1528–1570 или 1574, 1588). Франческо Орсини был военным и участвовал во многих походах. Идеи по созданию парка принадлежали исключительно принцу, а помогали ему в этом известные архитекторы Дж. Бароци и Пирро Лигорио (ок. 1510–1583), который создал ансамбль виллы д’Эсте в Тиволи. Франческо Орсини задумал сад в память о своей жене Джулии Фарнезе, которая погибла в 1546 году в результате несчастного случая во время строительства замка Орсини, когда сам принц был в очередном военном походе (но есть и неподтвержденная версия, что смерть Джулии – не несчастный случай, а убийство!). Строительство парка началось в 1548 году, а завершилось в 1580-м. Первое упоминание о парке содержится в письме поэта Аннибале Каро (1564).

Голова Протея

Перед входом в парк посетителей встречает следующая надпись: «Вы, странствующие по земле и с жадностью выискивающие разнообразные чудеса, войдите сюда, в мир обезображенных лиц, слонов, львов, медведей, страшилищ и драконов». Сюжеты скульптурных изображений, как предполагается, восходят к Сну Полифила, поэме Бернардо Тассо Флоридант, Неистовому Роланду Ариосто. Первой посетителей встречает Голова Протея, сына Нептуна. На ней – земной шар, его венчает замок Орсини, что символизирует власть Орсини над миром.

Роланд (Геркулес)

Далее можно увидеть пятиметровую статую гиганта, держащего за ноги другого каменного человека. Это фигура Роланда, впавшего в неистовство и разрывающего попавшегося ему на пути дровосека (по другой версии – это Геркулес, разрывающий Какоса). Среди скульптур парка – Пегас, две сирены,  дракон, две Цереры, Афродита, врата Преисподней, черепаха с фигурой Славы, ползущая к пропасти, в которой видна разверстая пасть, самка дракона, дерущаяся со львицей (обе с детенышами), слон, хоботом поднимающий упавшего воина и др. Скульптуры медведей напоминают об основателе парка Франческо Орсини, ведь «ursus» по-латыни означает «медведь».

Голова Орко

Символом Бомарцо стал павильон-маска в виде головы Орко, королевы Преисподней. Рот – это вход, а язык – стол. Вокруг входа-рта надпись: «Lasciate ogni pensiero o voi ch' intrate». В переводе с итальянского означает это означает: «Оставь раздумья всяк сюда входящий», что повторяет надпись на вратах Дантовского Ада, но с одной существенной заменой («pensiero» – «раздумье», «мысль» вместо «speranza» – «надежда»). Именно грот-голова изображен на фаянсовом колокольчике «Бомарцо» (подраздел «Географические объекты»).

Падающий дом

Еще одно необычное сооружение в парке – падающий двухэтажный дом. Он стоит с наклоном к линии горизонта. Некоторые историки утверждают, что изначально дом не был наклонным, а стал таким в результате оползня. Находится в доме для меня лично было неприятно: сразу закружилась голова, пол «поплыл» под ногами. Поэтому буквально через минуту-две, поучаствовав в фотосессии, я покинула сей негостеприимный «домик неожиданностей»!

Бомарцо расположено в Этрурии, в непосредственной близости от виллы Плиния, этрусских городов и некрополей. Тему местных древностей представляют растущие из почвы капители с человеческими и звериными ликами, фигуры Гарпий, Этрусская гробница, высеченная из скалы и украшенная рельефными «иероглифами», а также Площадь ваз. Вазы на высоких постаментах соединяют мотивы бренности и загробного молчания с темой ожившего памятника.

Трехголовый Цербер

Проход на верхние террасы украшен фигурой трехголового Цербера, намекающей на адскую природу нижних частей парка. В верхней точке парка, где открываются великолепные виды на окрестности, расположен храм классических форм, посвященный памяти супруги Орсини, Джулии (автор проекта Джакопо Бароцци да Виньола). После огромных статуй со свирепыми или печальными лицами здание храма особенно радует своей лаконичностью, гармонией и красотой.

Храм

Наследники Орсини не имели средств и возможностей поддерживать «Священный лес», и парк стал зарастать, приобрел зловещий вид. Появились легенды о злых духах, обитающих в этих местах. В 1645 году Бомарцо был продан семье Ланте, а потом перешел к Боргезе. В XX веке, после нескольких столетий забвения, парк приобретает семейство Беттини. Джованни Беттини вместе с супругой Тиной при поддержке Института истории и архитектуры Рима и Французской академии в Риме занялись ландшафтным дизайном, провели реставрацию. В 1954 году «Священный лес», получивший новое название – «Сад монстров», был открыт для посещения.

«Сад монстров» интересовал многих деятелей культуры. Сальвадор Дали был здесь еще в 1938 году, некоторые мотивы увиденного вошли в его картину «Искушение Святого Антония» (1946). Микеланджело Антониони снял о парке документальный фильм «Вилла чудовищ» (1950). Сад и его скульптуры фигурируют в историческом романе Мануэля Мухики Лайнеса «Бомарцо» (1962) и в написанной по его мотивам одноименной опере (1967) Альберто «Джинастеры».

По материалам Википедии и сайтов www.italynews.ru, www.gardenhistory.ru, www.gardener.ru

Hosted by uCoz