Матера |
||||||||||||
Матера (итал. Matera) – город в итальянском регионе Базиликата, административный центр одноименной провинции. Находится на плоскогорье Население 59973 человек (на 31.01.2013). Существует несколько версий происхождения топонима «Матера». По одной – это перевод словосочетания «Моя Земля». По другой, название города происходит от греческого выражения «Mataia ole» («пустое место»), якобы указывающего на пустоту каньона Гравина-ди-Матера, на склонах которого и возникло поселение. Есть версия, что Матеру основали беженцы из населенных пунктов Метапонто и Эраклеа, поэтому от сочетания первых слогов этих названий и возник топоним. При древних римлянах город назывался Матеола, возможно по имени его завоевателя – консула Квинта Цецилия Метелла Критского Силана (около 27 – после 16 гг. до н.э.). Первые поселения человека на территории Матеры относятся ко времени раннего палеолита. Они были небольшими по площади и изначально обустраивались вдоль склонов гравины, на дне которой находилось небольшое озеро Юрио. Первобытные жители жили в пещерах, которые вымывала вода в мягком известняке каньона. Примерно в 7 веке до н.э. люди перебрались на вершину холма, где сейчас находится район Чивита, именно эта зона считается древнейшей частью Матеры. Во времена Великой греческой колонизации Матера, вероятнее всего, была транзитным пунктом между греческими городами-колониями Таранто, Метапоното и Сибари, также не исключено ее участие в борьбе греческих полисов. При Римском завоевании (272 г. до н.э.), разделившем регион на наделы, луканцев (так еще называют жителей Базиликаты) использовали как рабочую силу на полях и пастбищах. Но все же население постепенно выросло настолько, что новые кварталы стали распространяться вниз по склонам Гравины. Вероятно, первые переселенцы воспользовалась заброшенными пещерами доисторических людей, а более поздние принялись усердно долбить мягкие туфовые склоны, благоустраивая территорию вокруг своих новых квартир. Так появляются первые «сасси», позднее прославившие Матеру. Пик скального строительства придется на IX век, к этому же периоду относится и создание сложнейшей системы цистерного водопровода. После падения Римской империи территорию Матеры оккупировали представители различных народов (лонгобарды, готты, византийцы, сарацины, норманны). В 1042 году, после завершения норманнского завоевания в Матере происходят организационно-административные изменения в соответствии с новым феодальным порядком, который требовал, чтобы город был превращен в укрепленную цитадель (Чивита) – где расположились учреждения административные, общественные а также религиозные. В последующие века Матера находилась последовательно под властью Штауфенов, Анжуйской и Арагонской династий. Город растет, строятся церкви и дворцы знати, но большая часть населения (батраки, крестьяне, ремесленники) обитает в пещерах Сасси. В 1663 году, после обустройства королевской административной Резиденции, в Матеру переносится столица провинции области Базиликата. В городе появляется новый квартал – Пиано, – расположенный на плоской возвышенности вдоль периметра Сасси, где располагались богато украшенные резиденции. В последующие века население кварталов «сасси» все росло, а условия жизни в них – ухудшалось, но местное население продолжало жить и работать соответственно укладу, который завели их предки еще в IX веке. Лишь в начале XX века в этих районах все-таки частично были выполнены работы по урбанизации (улицы, канализационные и сточные коммуникации, водопроводные сети). Но к середине столетия санитарно-гигиеническая обстановка в этих районах катастрофически ухудшилась. Если в среднем по стране в 1949 году на каждую тысячу живых человек приходилось в среднем 112 умерших, то среди жителей пещер это число более чем в четыре раза превышало общий уровень смертности. Большой шум поднялся после выхода книги Карло Леви «Христос остановился в Эболи» (1945), где писатель обрисовал страшную картину антисанитарии и нищеты, в которых существовали его современники из луканского городка Матера. Публикация, а затем и художественный фильм, снятый по роману Леви в 1979 году (реж. Франческо Рози), получили общественный резонанс. В 1952 году был издан указ, согласно которому пещерному населению предписывалось переехать из жилищ каменного века в дома, но со всеми удобствами. Великое переселение, начатое в 1953 году, растянулось до начала 1970-х годов, так как большинство обитателей «сасси» не желало покидать родовые гнезда. Достаточно долго каменные дома на склонах Гравины оставались заброшенными, до тех пор, пока Всемирная организация по охране памятников истории и культуры не обратила внимание на уникальные пещерные кварталы и их необычную водопроводную систему. В 1993 году Сассо-Баризано и Сассо-Кавиозо были признаны достоянием всего человечества и взяты под охрану ЮНЕСКО. Старинные кварталы Матеры теперь не подлежат перестройке, их кривые улицы-лестницы остались такими же, какими были много веков назад, когда Христос останавливался в Эболи, так и не добравшись до здешних мест. Этим обстоятельством решил воспользоваться Мэл Гибсон, снявший фильм «Страсти Христовы» (2004) на улицах Матеры. Горожане с удовольствием покажут улицу, по которой кинематографический Иисус шел на Голгофу. «Голгофа» у Гибсона находилась на другой стороне каньона (на первой фотографии - это верхний левый угол). Кстати 40 годами ранее в Матере снимался фильм «Евангелие от Матфея» (1964, реж. Пьер Паоло Пазолини), причем многие роли в нем сыграли местные жители. После фильма Гибсона возникает новый виток интереса к кварталам «сасси». В Матеру начинают приезжать многочисленные туристы, а местные жители возвращаются в свои любимые пещеры. Их модернизируют и продают зажиточным итальянцам, а также устраивают в них дорогие отели. Современные пещеры снабжены теперь водопроводом и электричеством, но и Интернетом и спутниковым телевидением. Исторический центр нынешней Матеры сформирован из трех основных частей: каньонных районов Сассо-Кавиозо (Sasso Cavioso), Сассо-Баризано (Sasso Barisano) и района Чивита (Civita), расположенного на возвышенности, объединяющей два подземных квартала. Кроме того, вдоль верхних границ каньона тянется район Пиано (Piano), застроенный ренессансными зданиями, а за ним начинаются обширные кварталы современной Матеры, в создании которых принимали участие самые известные итальянские архитекторы. Теперь настала пора разобраться, что же такое «сасси» (итал. sassi – камни). Так на территории Матеры издавна называли примитивные жилища, вырубленные в мягком туфе Гравины. Зона пещер, расположенная в той части каньона, которая ориентирована в сторону столицы Апулии Бари, получила название «Баризано» (правда есть еще теория, что таким названием эта часть Матеры обязана римскому патрицию Баризиусу, жившему в данных местах). Относительно названия другого Сассо местные жители проявили единодушие, признав эту сторону Гравины похожей на античный амфитеатр, что на местном диалекте звучит как «кавеа». Кварталы Кавиозо и Баризано – это лабиринт из кривых переулков и крутых лестниц, пещер бедняков и дворцов знати, арок и балконов, огородов и широких террас, среди которых неожиданно возникают то убогие печные трубы, то странные колокольни подземных церквей. В этих районах существует уникальный водопровод, работающий по принципу сообщающихся сосудов. Сасси на склонах Гравины располагаются один над другим – так, что жители верхних домов устраивали свои огороды прямо на крышах соседей. В каждой обитаемой ячейке был обширный подвал, большую часть которого занимала внушительная цистерна. Самая большая емкость для сбора осадков располагалась на верхней части склона – вода из нее быстро поступала в нижние дома. Все жилища были оборудованы водосборными желобами, в которые собиралась даже роса, не говоря уже о снеге или дожде. Частные цистерны, в свою очередь, соединялись с емкостями соседей специальными трубами, и когда резервуары одного дома наполнялись водой, излишки ее сливались в запасники соседа. Поступающая с небес влага подвергалась фильтрации внутри самих цистерн. Их делали в форме перевернутого конуса – взвешенные частицы оседали в узкой части отстойника, а на поверхности сохранялась вода, пригодная для употребления. Верхнее водозаборное отверстие прорубалось в полу кухни и накрывалось крышкой. Для очистки цистерны, внутрь сосуда через горловину запускали маленького ребенка (такую операцию проводили один–два раза в год). Как жили еще полвека назад обитатели каменных трущоб, можно увидеть в одном из местных домов-музеев, например «Casa Grotta», в которым выставлены реальные предметы быта, подаренные городу потомками троглодитов. Фигуры людей из матерского известняка выполнены в мастерской Эусташио Рицци (Rizzi) – главы целого семейства камнерезов. В этой же студии был сделан и маленький колокольчик «Матера» (подраздел «Географические объекты») – единственный колокольчик коллекции из натурального камня! Трудно себе даже представить, как люди выживали в немыслимых пещерных условиях, однако число обитателей скальных жилищ в разные времена достигало 15 тысяч человек. Выдолбить полость в туфе было сравнительно несложно, из добытых в ходе выработки камней выкладывали наружную стену с дверью и с одним окном, единственным источником света. Электричество в районы сасси было проведено только в 1930-х годах, но бедняки могли позволить себе только одну лампочку. Излишки туфа продавали более зажиточным соседям, которые пристраивали к собственным пещерам дополнительные наземные помещения (такие пещеры «улучшенной планировки» находились в районе Сассо-Кавеозо). В среднем на 40 квадратных метрах одного «домика» жили по 10 человек. Вместе с хозяевами в помещении обитали домашние животные и птицы, а в стойле, прямо напротив главной кровати, топтался мул (более крупный домашний скот, как правило, не держали из-за ограниченности площади). Эта кровать обязательно была широкой и очень высокой (до 120 сантиметров от пола) – для тепла и хранения сена или дров. На главном спальном месте отдыхали взрослые члены семьи, по 4 человека одновременно. Младенцы спали в люльках, ребятишки – в выдвинутых ящиках комода, а подростки – на широких сундуках для зерна, съестных припасов и одежды всей семьи. Туалета, как такового, не существовало, пользовались керамическими горшками, а нечистоты сливали в каньон. Прямо за стеной жилой комнаты располагалось помещение, где держали навоз. Стол, за которым питалась вся семья, обычно был очень маленьким. За него усаживались только мать с отцом, а остальные ели стоя. После ужина вся семья рассаживалась у очага в углу комнаты. Над ним устанавливали решетчатый колпак из дерева, где сушили одежду. Еду женщины готовили на дровяной специальной плите, остатки угля использовали для обогрева постели, а золу применяли вместо стирального порошка. Рацион «пещерных людей» (очень скудный!) состоял из бобовых, макарон, овощей и хлеба, который пекли раз в неделю. Тесто хозяйки готовили сами, а затем относили его на выпечку в ближайшую пекарню. Чтобы не перепутать булки, каждая хозяйка ставила особое фамильное клеймо на каждую заготовку. Помимо кварталов «сасси» есть в Матере и другие достопримечательности. На площади Витторио Венето встречаются разные эпохи жизни города. В барочном стиле построен монастырь Аннунциата (Благовещения, XVIII в.), сейчас – здание городской библиотеки, в романском – церковь Святого Доминика (XIII в.) с интересными украшениями круглого окна. В центре площади виден вход в пещерный храм Санто Спирито (X в.). Там же находится вход в самую большую подземную цистерну города («паломбаро», как называют ее местные жители) глубиной 15 метров: ее выкопали в XIX веке для снабжения водой жителей «сасси». С панорамной площадки рядом с церквушкой Матер Домини открывается вид на квартал «Сасси-Барисано». На площади расположен и информационный центр для туристов с традиционными сувенирами, где была куплена очередная «апулийская дама» – на этот раз с зонтиком (раздел «Человечки»). Многочисленные церкви Матеры в основном строились между XIII и XIX веками. Самыми старыми культовыми сооружениями города считаются церкви Сан-Джованни, Сан-Доменико и кафедральный собор (Дуомо). Трехнефный собор украшает очень гармоничный центральный романский фасад XIII века с изысканным порталом и розой. В первой капелле северного нефа находится ценнейшая фреска «Мадонна делла Бруна» (XII в.). Мамину Бруна (Santa Maria della Bruna) чествуют в Матере уже более 600 лет 2 июля. Легенда гласит, что как-то в горах местный крестьянин встретил красивую и бедно одетую женщину, попросившую отвезти ее в Матеру. У городских стен незнакомка призналась вознице, что она и есть Мадонна, и дала поручение сообщить об этом епископу. Прибыв на заветное место, люди увидели богато украшенную триумфальную колесницу. Стражники, получившие приказ изъять святыню не пропустили процессию дальше городских ворот. Простые люди, не пожелавшие расставаться со святыней, разрушили колесницу, причем каждый старался взять себе маленькую часть дара Девы Марии. С тех пор в этот день ежегодно совершается необычное костюмированное действие. Оно начинается еще до восхода солнца шествием пастухов, затем все происходит согласно историческому сценарию: толпа – колесница – стражники. Праздник завершается разгромом повозки, и опять, как сотни лет назад, каждый участник старается урвать кусок телеги, чтобы заручиться поддержкой Пречистой Девы в следующем году.
На территории бывшего монастыря Санта-Кьяра (1698) находится национальный музей Ридола. В основе его экспозиции лежит частная коллекция, собранная врачом из Матеры Доменико Ридола в конце XIX века. Церковь Пургаторио (1747) – самая монументальная церковь на юге Италии, посвященная Чистилищу. Внешним обликом очень напоминает барочные церкви в городе Лечче (Апулия).
По материалам Мария-Виттория Карновале, Альдо Кьетера «Путеводитель. Матера: Город «Сасси» и скальных церквей» – Издательство «Edizioni Giannatelli», 2012; Евгения Селищева «Апулия: Практический путеводитель» – Издательство «Марио Адда Эдиторе», 2012; «Италия: Путеводитель» – Серия: Вокруг света. – М.: Издательство: Вокруг света, 2009; Википедии
Фотогалерея кварталов Сасси
|