Байё |
Байё (фр. Bayeux) – город в Нормандии, в северо-западной Франции, в департаменте Кальвадос. Байё расположен в плодородной долине реки Ор, в 12 км от Ла-Манша. Население – 14961 человек (1999). В древности Байё был центром гальского племени байокассов, а во времена римлян носил название «Augustodorum» и достиг известной степени процветания. В городе был водопровод, гимназия. В IV веке в Байё было основано епископство. В средние века он становится главным городом области Бессен. Уже в III веке эта область принадлежала к так называемому «Саксонскому берегу» (лат. Litus Saxonicum, современный департамент Атлантическая Луара), потом к территории Малой Саксонии (лат. Otlingua Saxonia, современный департамент Кальвадос), куда Карл Великий выселил покорённых им саксонцев. Потомки этих переселенцев ещё долгое время именовались «бессенские саксы». В IX веке к саксонскому элементу присоединился ещё один, тоже германского происхождения. Норманн Роллон (с 912 года христианский герцог Нормандии) отнял Байё у графа Беренгарда, убитого при штурме города викингами, а красивая дочь его – Попа – вышла замуж за победителя. Таким образом Байё стал главным центром норманнской власти в Нижней Нормандии и дольше других городов сохранял скандинавские обычаи. Во время войны с Англией Байё два раза переходил в руки англичан (в 1346 и 1417 гг.), но в 1450 году навсегда был отвоёван войсками Жана де Дюнуа. В XVI веке Байё жестоко пострадал от гутенотских войн, а при Людовике XIII был свидетелем кровавой расправы над возмутившимися «Va-nu-pieds». Во время революции 1798 года Байё, вместе со своим многочисленным духовенством, поддерживал роялистов. Главной достопримечательностью города является музей, в котором экспонируется знаменитый «ковёр из Байё» (иногда гобелен из Байё; англ. Bayeux Tapestry; фр. Tapisserie de Bayeux), памятник раннесредневекового искусства. Это вышитый тканый ковёр высотой 50 см и длиной 70,3 м, изображающий сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, созданный в конце XI века. Гобелен относится к национальному достоянию Французской республики. Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 годом. Точный автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды». В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания ковра мог быть Одо, епископ Байё, единокровный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты: на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда; ковёр хранился в соборе Байё, построенном Одо; возможно, ковёр создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е гг.) и, наверное, предназначался для его убранства. В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентерберри. Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор». Гобелен по традиции раз в год выставлялся в соборе Байё. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 году Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, гобелен возвратился в Нормандию. Там, в Байё, он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе – организации в Третьем рейхе, созданной для изучения традиций, истории и наследия германской расы. Большую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра. В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение. Изображения, вышитые на ковре в виде 55–58 мастерски расположенных групп, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда. Авторы гобелена отразили нормандскую точку зрения на события 1066 года. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм – решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя. Другой достопримечательностью Байё является кафедральный собор, постройка которого началась в 1105 году и была закончена в 1497 году. В Байё к нашей коллекцию присоединились сразу три фарфоровых колокольчика. В разделе «Флора» можно увидеть расписанный вручную колокольчик с цветущими маками. В «Керамических колокольчиках» поселился экземпляр с фрагментом знаменитого гобелена, а в подразделе «Географические объекты» – колокольчик «Нормандия» с картинкой, изображающей ферму. По материалам Википедии |