Мельк |
|||||||||
Мельк (нем. Melk) — город в Нижней Австрии, расположенный на Дунае. Мельк является западными воротами области Вахау, занесённой в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Население 5.222 человек (2001). В 831 году Мельк впервые упоминается под именем Медилика. В 1227 году Мельк был наделён правом вести торговлю. В 1898 году Мельк официально становится городом. В период с 21 апреля 1944 года по 15 апреля 1945 года в Мельке находились заключённые, принадлежавшие концлагерю Маутхаузен.
Кварталы старого города застроены домами XVII–XVIII веков. К достопримечательностям города относятся городская церковь, здание старой почты, источник Св. Коломана, а также хлебная лавка. В Мельке действуют также многие музеи. Начиная с 1451 года ежегодно 13 октября отмечается день Св. Коломана, являющегося покровителем города. В июле и августе в городе проходят мелькские летние игры области Дуная. На Троицу в монастыре Мелька проходят международные дни барокко с концертами.
Самой главной достопримечательностью города является стоящий над Дунаем величественный, построенный в стиле барокко монастырь. Аббатство Мельк, стоящее на гранитной скале над Дунаем, издавна было культурным и духовным центром, центром религиозной мысли Австрии. Леопольд I, которому в 976 году как маркграфу были переданы в лен земли сегодняшней юго-западной части Нижней Австрии, сделал Мельк своей резиденцией. Его наследники украшали замок бесценными сокровищами и реликвиями, но в 1089 году маркграф Леопольд II передал замок монахам-бенедиктианцам из Ламбаха, таким образом был основан монастырь бенедиктианцев. С тех самых пор и по настоящее время здесь непрерывно по правилам св. Бенедикта живут и трудятся монахи.
Уже в XII веке при монастыре была основана школа, начали собираться ценные рукописи. Именно здесь в XV веке началась одна из самых важных церковных реформ, названная «Melker Reform», монастырь поддерживал самые тесные связи с гуманистами Венского университета. С 1978 года в монастыре проводились реставрационные работы, и сейчас он предстаёт во всем своем великолепии.
Портал монастыря был сооружен в 1718 году, он окружён двумя бастионными укреплениями, справа и слева от въезда установлены статуи св. Леопольда и св. Коломана, въездные ворота увенчаны звездой. Через портал можно попасть в Привратный двор, справа расположена башня, часть укрепительного сооружения эпохи Бабенбергов. Далее можно пройти в Прелатный двор (размеры – 84 х 42 м). В центре двора раньше находился Коломанский фонтан, который в 1722 году был подарен монастырём городу Мельку, и в настоящее время его можно увидеть на ратушной площади. С XIX века в монастырском дворе находится фонтан, перевезённый из закрывшегося монастыря Вальдхаузен.
В юго-восточной части двора расположена арка, через которую можно пройти к церкви и Императорской лестнице. На втором этаже начинается Императорский ход протяженностью 196 м. Здесь представлены изображения австрийских императоров – Бабенбергов и Габсбургов, тракт был задуман для размещения императорского двора. Покои императора находятся к западу от лестницы. Сейчас в апартаментах императора размещена выставка, рассказывающая о монастыре, его истории и современной жизни, также представлены некоторые шедевры искусства, принадлежащие монастырю. Кроме апартаментов императора можно посетить Мраморный зал и библиотеку, мастерски исполненные в стиле барокко, террасы с великолепным видом на долину Дуная и на западный фасад монастыря. На потолке Мраморного зала можно увидеть фрески Пауля Трогера (1731) изображающие Афину Палладу на колеснице – символ мудрости, и Геркулеса, символизирующего силу. Архитектурная живопись вокруг потолочных фресок Трогера принадлежит Гаэтано Фанти.
Над дверями надписи – цитаты из правил Св. Бенедикта: «Hospites tamquam Christus suscipiantur» (Гости должны приниматься как Хритос) и «Et omnibus congruus honor exhibeatur» (Всем надлежит оказывать подобающую честь). Зал служил столовой для членов императорской семьи, а также для приема гостей во время торжеств. Стены зала оформлены мрамором из гипса, но дверные вставки и насадки над дверями сделаны из настоящего зальцбургского мрамора (Adnet и Untersberg). Терраса (Альтана) соединяет Мраморный зал и библиотеку. Отсюда открывается великолепный вид на Дунай, долину, а также на исторический центр города Мельк: видна приходская церковь, почта, построенная в стиле классицизма, остатки городской стены.
Вторым по значимости после церкви помещением монастыря является библиотека. Прекрасное художественное оформление библиотеки свидетельствует о большом уважении монахов к этому помещению. Потолочные фрески Пауля Трогера (1731/32) – символическое изображение веры в противоположность светским сценам Мраморного зала. В центре расположена женская фигура, аллегория Веры, она окружена четырьмя группами ангелов, изображающими главные добродетели: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость. Четыре деревянные скульптуры, размещенные по бокам от дверей, являются изображением четырех факультетов: теологии, философии, медицины и юриспруденции. На сегодняшний день в 12 помещениях библиотеки находится 1.888 рукописей, 750 инкунабул (первопечатных изданий до 1500 года), 1.700 произведений XVI века, 4500 – XVII века, 1800 – XVIII века, что вместе с более поздними изданиями составляет 100.000 томов. В большом помещении библиотеки находится около 16000 изданий, которые упорядочены по группам тем. В маленьком помещении библиотеки находятся преимущественно исторические труды XIX века. Винтовая лестница с решеткой в стиле рококо ведет в другие помещения библиотеки. Фрески Пауля Трогера – это аллегорическое изображение Scientia (науки).
Великолепно украшенная винтовая лестница ведет из библиотеки в церковь. Монастырская церковь – это кульминационный пункт экскурсии по монастырю, прекраснейшее помещение в стиле барокко. В 1701 году по настоянию аббата Бертольда Диетмейра и по планам Якоба Прандтаюра было задумано полное обновление церкви. Знаменитые мастера участвовали в её художественном оформлении. Антонио Бедуцци (архитектура интерьера, эскизы для фресок), Йоханн Михаэль Роттмайр (фрески, иконы), Пауль Трогер (иконы), Джузеппе Галли-Бибина (проект кафедры и главного алтаря), Лоренцо Маттилли (проекты для скульптур) и Петер Видерин (скульптуры). Надпись на главном алтаре из мрамора и позолоченного дерева гласит «Non Coronabitur Nise Legitime Certaverit» (Без законной борьбы нет победы).
Парк монастыря был разбит в 1750 году в стиле барокко, а в 1822 году был в большей части перепланирован в английском стиле. В парке растут древние липы, которым уже 250 лет, а также находится садовый павильон с известными фресками Йоханна Венцеля Бергля. Монастырь Мельк фигурирует в бестселлере Умберто Эко «Имя розы» (1981). По воле автора здесь родился и провёл последние годы монах Адсон, от имени которого ведётся повествование. В Мельке наша коллекция пополнилась керамическим колокольчиком с божьими коровками производства итальянской фирмы "Thun" (раздел "Фауна"). По материалам Википедии, «Австрия. Путеводитель» (изд-во «Вокруг света», 2007), сайта www.austria-gid.ru. |