Краков

Краков

Река Висла

Краков (польск. Krakow, нем. Krakau); полное официальное название Королевский столичный город Краков, польск. Krolewskie Stołeczne Miasto Krakow) – город в Польше, на лев. берегу Вислы. Население 760 тысяч человек (2004. Административный центр Малопольского воеводства. Город относится к историко-географической области Галиция и в историческом плане является одной из ее столиц (наряду со Львовом).

Первое упоминание в мировой истории о Кракове относится к 965 году, когда арабский купец Ибрагим ибн Якуб в своей хронике упомянул о славянах и руссах, прибывающих из Кракова в Прагу. Бурное развитие город получает с 1000 года, после установления Краковской епархии. В 1038 году король Казимир Обновитель сделал Краков столицей государства. С этого времени на вавельском холме возникает множество каменных построек, сооружаются оборонительные укрепления. Краков становится одной из главных резиденций польских королей из династии Пястов, и постепенно превращается в главный из пястовских городов.

Краковская улочка

Флорианские ворота

(фото с сайта http://dnd.

fractalla.ru)

После набега татар в 1241 году, краковский князь Болеслав Стыдливый издает указ о застройке Кракова на основании магдебурского городского права. Первая коронация на короля Польши князя Владислава Локетэка в 1320 году в Вавельском кафедральном соборе закрепила за Краковом положение столичного королевского города. Во времена правления последнего короля из династии Пястов Казимира Великого (1333–1370) город полностью оказывается в кругу западноевропейской культуры. Этому способствовало основание в 1364 году Ягеллонского университета, ставшего позднее одним из важнейших университетов Европы и давшего миру многих замечательных ученых и среди них – Николая Коперника.

В XIII–XV веках вокруг города возводятся каменные стены, соединяющиеся с Вавельскими. Строится 47 башен (из них до наших дней сохранилось лишь 4) и 7 въездных ворот. Одними из важнейших были Флорианские, поскольку именно через них пролегал путь к Вавельскому замку. Сегодня это самые старые запирающие ворота Кракова. Высота башни – 34,5 м. На южной стороне ворот сверху находится герб с изображением польского белого орла. С южной стороны – барочный рельеф с изображением Св. Флориана. Этот святой является покровителем Кракова и защитником города от пожаров. В подразделе «Домики» можно увидеть керамический колокольчик, выполненный в виде Флорианских ворот.

Мариацкий костел

Алтарь костела

Во время правления последних Пястов и первых Ягеллонов в XIV и XV веках в Кракове ведется строительство зданий в готическом стиле. В городе строят ратушу, суконные ряды, университетское здание, множество мещанских домов. Продолжается сооружение городских стен. При Казимире Великом архитектура Кракова обогащается рядом монументальных костелов, наиболее важный из которых Мариацкий. Резной алтарь для него создал Вит Ствош (Фейт Штосе) (1477–1489) – одно из замечательных достижений в истории мирового искусства.

На рубеже XV и XVI веков в Кракове наступает бурное развитие ренессансной культуры. По велению короля Сигизмунда I здесь трудились выдающиеся архитекторы и скульпторы – Франческо Флорентино, Бартоломео Береччи, Джованни Мария Падовано, а во второй половине XVI века – Санти Гуччи. Результатом деятельности двух первых зодчих была перестройка прежнего готического замка в новую резиденцию, сохранившую до сих пор свой ренессансный облик. Самым ценным достижением эпохи Возрождения в Кракове становится Сигизмундова капелла Вавельского кафедрального собора (1517–1533, Бартоломео Береччи). За пределами Вавеля развивается, главным образом, светская архитектура. Строится много готических мещанских домов, зодчие Падовано и Гуччи придают ренессансный облик зданию Сукенниц.

Вавель

Со смертью Сигизмунда Августа подходит к концу эпоха расцвета и могущества Кракова. После заключения унии между Польшей и Литвой в 1569 году Краков теряет свое прежнее историческое значение, уступая место Варшаве.

Вавельский кафедральный собор

Однако Краков не утратил до конца свою славу престольного города. Вавельскому кафедральному собору был придан ранг коронационного собора всех польских королей и их усыпальницы. 

Элементы барокко впервые в Польше появляются именно на Вавеле, в замке перестроенном около 1600 года по заказу Сигизмунда III Ваза итальянским архитектором Джованни Тревано. Краковское барокко более позднего периода особенно ярко проявилось в сакральной архитектуре и в оформлении костелов. В XVIII веке в городе трудились выдающиеся архитекторы: Тильман из Камерен, Кацпер Бажанка, Франческо Плаччиди, Бальтазар Фонтана. В 1655 году город в первый раз был взят шведами и разграблен. В 1734 году на Вавеле проходит последняя коронация. В XVIII веке Краков многократно грабили шведские, русские и прусские войска.

После первого раздела Польши Краков стал пограничным городом. Эпоха классицизма почти не коснулась обедневшего города. После изгнания Наполеона город в течение 2 лет был оккупирован русскими войсками. А затем по Венскому договору 1815 года становится Вольным Городом. Управление городом осуществлялось на парламентской основе. В основу парламента входило 26 депутатов от гмин, и по 3 представителя от Сената, Kurii Biskupiej и Ягеллонского Университета, а также 6 мировых судей.

Краковские дома

До 1830-х годов город бурно развивался. Свобода торговли и отсутствие таможенных пошлин способствовали развитию хозяйственной деятельности. Однако, над всеми органами власти стояли представители трех монархов, которым и принадлежала фактическая власть. Не все законы принимаемые ими встречали поддержку у краковян. В 1831 году вспыхивает ноябрьское восстание, в следующие годы в Кракове развертывается широкая подпольная деятельность национальных освободительных организаций: эмиграционных и национальных. В феврале 1846 года вспыхивает очередное вооруженное восстание. Русские и австрийские части вошли на Краковскую Рыночную площадь. 9 ноября 1846 года между Веной и Петербургом был подписан договор, передававший город Австрии. Краковская автономия была ликвидирована.  

Новое возрождение Кракова начинается с приобретением Галицией автономии в 1866 году. Оживляется деятельность Ягеллонского университета, возникает Академия Наук, основывается Национальный музей. Вавельский замок выкупается у австрийских военных властей и в 1905 году там начинаются реставрационные работы по проекту архитекторов Зигмунта Генделя и Адольфа Шишко-Богуша. После получения Польшей независимости замок становится парадной резиденцией главы государства. Часть замка предназначается под музей.

Церковь Св. Станислава

Во время Второй мировой войны оккупированному Кракову был столицей Генеральной губернии. На Вавеле, откуда удалось вывезти в Канаду самые важные ценности (коронационный меч Щербец, шпалеры короля Сигизмунда II, находилась резиденция генерал-губернатора Ганса Франка. Краков стал местом смерти тысяч евреев. Отступая, немцы заминировали все Краковские памятники, и только совместные действия Советской армии и польского подполья, спасли архитектурные шедевры Кракова. В результате немцам удалось взорвать только мосты, и лишь некоторые, не особо ценные памятники.

В 1960-е годы вокруг Кракова возникло кольцо новых жилых кварталов. Наибольший Послевоенный Краков не утратил свою позицию важного научного и культурного центра. В здешних интеллектуальных кругах формировалась личность Кароля Войтылы – папы римского Иоанна Павла II. Среди других известных краковян следует выделить писателя-фантаста Станислава Лема. Начиная с 1970-х годов в городе проводится основательная реставрация памятников архитектуры. Возвращен былой блеск старинным Сукенницам, отреставрирована застройка улицы Канонича, проводятся работы в Вавельском замке. Город постепенно стал привлекательным для туристов. В 1978 году Краков был признан ЮНЕСКО памятником мирового культурного наследия. В 2000 году Краков избран одним из девяти городов, представляющих Европейскую культуру.

Внутри Вавеля

Аркадный внутренний двор

К главным достопримечательностям Кракова относится Вавель – холм на левом берегу Вислы. Здесь за крепостной стеной сохранились строения разных эпох. Особенно примечателен Королевский замок. Первоначально это был небольшой замок в романском стиле, потом в готическом, в нынешнее время в значительной степени в ренессансном. Аркадный внутренний двор королевского замка является примером архитектуры «золотого века польской культуры». В королевских палатах принимались послы и гости со всей Европы. После большого пожара в 1595 году северная часть замка была перестроена в стиле барокко.

Так выглядят сувенирные персонажи «Зала под головами»

Среди интерьеров Вавеля выделяется так называемый «Зал под головами». Его потолок декорировали 194 полихромными головами из липового дерева. По предположениям искусствоведов, они изображали членов королевских династий, надменных вельмож и пажей, бородатых поэтов и учёных, старинных рыцарей и воинов, почтенных бюргеров и изящных придворных дам. Были среди них и аллегорические персонажи — «Голова с бараньими рогами», «Голова с крыльями» и другие. Часть голов, к сожалению, с течением времени была утрачена.

Дама

с горностаем

Основой художественных коллекций Вавеля стали собрания короля Сигизмунда III. Особую ценность представляет собрание итальянской живописи, среди которой находится всемирно известный шедевр Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

В Вавеле находится уникальная коллекция гобеленов короля Зыгмунта Старого и его сына Зыгмунта Августа, получивших свое название по имени франзузского городка Аррас. Их насчитывалось 365 штук (по числу дней в году), до нашего времени дошло лишь 136. Вавельские аррасы сотканы выдающимися фламандскими мастерами в Брюсселе из шерсти, шелка, с вплетенными серебряными и золотыми нитями. В начале Второй мировой войны аррасы были спрятаны от нацистов и вывезены в Канаду, откуда вернулись в Краков на свое место на Вавеле в 1960 году. Рядом с замком возвышается Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава начала XI в., где происходили церемонии коронации, захоронения королей, епископов и выдающихся поляков. Собор был костелом кардинала Кароля Войтылы, который стал в 1978 г. римским Папой.

Рыночная площадь

Сукеннице

Основанная в 1257 году на пересечении торговых путей, Рыночная площадь – самая древняя часть Старого города. Она является одной из самых больших городских площадей Европы (200х200 метров). В ней высится Мариацкий костел. На площади Главного рынка также выделяются средневековые суконные торговые ряды – Сукеннице, где можно купить краковские сувениры и произведения национального искусства. Недалеко от рынка находится Ягеллонский университет. Университет и Старый Город окружены зелеными «Плантами» – городским парком, заложенным на месте бывших крепостных стен; там находится галерея памятников и садовых скульптур.

Особого внимания заслуживают краковские музеи: дом-музей Яна; исторический музей города Кракова; театральный музей им.Станислава Выспянского; музей Чарторыских, где находится «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи.

Краковский дракон

Символом Кракова является дракон. По легенде, давным-давно (примерно в 700 году), когда селением на Висле правил князь по имени Крак, поселился в пещере на Вавеле большой дракон Смок. Чудовище поедало местных коров, не брезговал и людьми. Пришлось князя пообещать дочку-красавицу и угодья в придачу тому, кто изведет дракона. Победу одержал ученик сапожника Скуба, он хитростью выкурил дракона из пещеры и в конце концов добил. На костях чудовища насыпали огромный холм, а на нем возвели Вавельский замок древних польских королей, «кости» дракона жители города выставили у входа в кафедральный собор Вавеля, а дракона … сделали символам города. Сейчас каждые несколько минут у подножия Вавельского замка оживает каменный Смок. Он рычит, изрыгает пламя и, кажется, вот-вот спрыгнет со своего постамента, огромного серого валуна, и погонится за какой-нибудь девушкой. В нашей коллекции это чудовище стало ручкой металлического колокольчика «Краков» («Фауна»). В этом же разделе есть ещё один дракон - керамический.

Фото с сайта www.liveinternet.ru

В разделе «Человечки» есть два парных керамических колокольчика, имеющих общее название - «Краковяк». Они напоминают нам о знаменитом быстром польском танце. Краковяк  возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков).  В XIV веке краковяк танцевали как танец-пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Он был сугубо мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, сопровождавшийся подскоками, прыжками и притопами. Женщины стали участвовать в танце лишь с XVIII веке, что придало ему грацию, задор и воздушность.

Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки  наряжены  в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. У танцовщицы целых три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх повязан передник с вышивкой.

Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.

В «Растительных мотивах» можно увидеть ещё один керамический колокольчик из Кракова - изящный голубой цветок-колокольчик.

По материалам сайтов www.krakow.ru, www.atury.ru, www.retravel.ru, www.liveinternet.ru