Богородск

Въезд в Богородск

Богородск – город в Нижегородской области, центр одноименного района. Расположен в Мещерском крае, в 43 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, на реке Рязанка, впадающая в Кудьму (приток Волги). Население 36045 человек (2010).

Известен с XVI века как село Богородичное, Богородицкое или Богородское. Топоним этот, вероятно, связан с церковью, освященной в честь одного из праздников, связанных с почитанием Пресвятой Богородицы.

Улица Ленина

Первые поселения в окрестностях нынешнего Богородска датируются еще II–III вв. до н.э. Тогда здесь проживали угро-финские народности: мурома, черемисы и мордва. Со второй половины XII века на мещерские земли приходят славяне. Первыми жителями села Богородское были жители Великого Новгорода, высланные в 1570 году из города Иваном Грозными. На это указывает названия улиц, по новгородскому обычаю называвшихся концами – «гончарный конец», «удалой конец», «вадский конец». В 1614 году село, вместе с 9-ю окрестными деревнями, было пожаловано царем Михаилом Романовым Кузьме Минину – как говорилось в грамоте – за «московское» очищение, да за «его, Козьмину – многую службу». В 1632 году Богородское переходит во владение княжеского рода Черкасских, а в начале XIX века владельцами села стали князья Шереметевы, «... значительно способствовавшие развитию промысла». А промыслом этим стало кожевенное дело, принесенное еще новгородцами. Кроме кожевенного дела, тогдашние богородцы были также хорошими шорниками и скорняками, поскольку село находилось на Московско-Нижегородской дороге и многие занимались извозом. В конце XVIII – начале XIX веков в Богородском насчитывалось около 120 кожевен, а к началу века ХХ-го их число выросло почти до 500.

Дом в Богородске

Вторым важным промыслом в селе Богородском был гончарный. По легендам, его тоже принесли выходцы из Великого Новгорода. Продукция богородских гончаров славилась по всей Нижегородской губернии. Здешнюю глину прикупали, для улучшения своей, мастера Арзамасского уезда, а кустари из Большого. Казаринова, выпускавшие черно-лощенную керамику, приглашали богородчан для обучения по изготовлению политой посуды. До революции в селе насчитывалось более 200 гончаров, среди них были целые династии: Стешовы, Зобнины, Жуковы.

Главный дом усадьбы купца В.Ф.Сырова (кон. XIX в.)

30 июля 1923 года село Богородское получило статус города и, соответственно, стало называться Богородск. После революции все мелкие кустарные кожевенные предприятия были укрупнены и механизированы. Возникли новые крупные предприятия: кожевенные заводы имени Кашина, имени Юргенса, имени Калинина, имени Венецкого, Богородские обувная и кожевенно-галантерейная фабрики. Эти предприятия выпускали различные виды кожи – хром (опоек, шевро), юфть, полувал. Швейно-такелажный комбинат выпускал армейские ремни, полевые сумки, лучшую в России конную упряжь, кобуры для личного оружия, фуражки. Сейчас в Богородске осталось всего два кожевенных предприятия.

Красная площадь

До настоящего времени близ Богородска сохранились два древних монастыря – Дудин (XIV век) и Оранский (XVII век). Окрестности Богородска некогда называли «нижегородским Версалем», поскольку здесь находились усадьбы Шереметевых (д. Лазарево), Рукавишниковых (с. Подвязье), Бестужевых-Рюминых (д. Кудрешки).

Городской фонтан

Центр Богородска сохранил черты богатого промышленно-торгового села ХIХ века. На улице Ленина и главной городской площади – Красной – можно увидеть дом купца В.В.Головастикова (здание банка), дом Е.И.Головастиковой (здание аптеки), а также Обжориных, Сургутовых, Лосевых и др. Чуть правее от центра города расположено еще одно из исторических мест – «Кабацкое болото». Как показали архивные документы, здесь в старые времена находился Царев кабак. На берегу Кабацкого болота также сохранились дома и постройки XIX века – дом и усадьба А.А. и В.В.Хохловых, усадьба Л.А.Лосева-Рощина. За Красной площадью находится старинный парк, в котором расположен краеведческий музей. На его фасаде установлена мемориальная доска в честь актера Анатолия Солоницына – любимого актера А.Тарковского. А.Солоницын родился в Богородске в 1934 году. В музее собраны экспонаты, рассказывающие о кустарных промыслах Богородска. Самый интересный из них – керамический самовар, изготовленный местными гончарами, и действующий в точности как металлический самовар.

Выставка-продажа

«Гончарная ярмарка»

В конце 1990-х годов, когда кожевенный промысел в Богородске постепенно начал приходить в упадок, местные власти приняли решение возродить в городе второй старинный промысел – гончарный. В 2000 году при местном Доме ремесел открывается Центр развития гончарного искусства. Мастера Центра успешно продолжают традиции гончарного промысла, помогают возрождать технологии изготовления чернолощеной керамики. В июне 2004 года при Центре развития гончарного искусства открылся Музей керамики.

Работы Галины Нефедовой

(г. Дзержинск)

Здесь можно узнать о разных направлениях в развитии керамики, увидеть показательные декоративные обжиги «раку» (японская традиция) и «обварка в мучной болтушке» (традиционный русский обжиг). В 2000 году появляется новая городская традиция – в дни города, проходящие в последние выходные июня, проводить фестиваль гончарного искусства «ГОРОД ГОНЧАРОВ». Начиная с 2002 года, в рамках фестиваля, проводится несколько профессиональных конкурсов среди мастеров: «Свободная терракота», «Домашнее задание».

Керамика из Суздаля

За лучшую, с художественной и профессиональной точки зрения, работу присуждается Гран-при фестиваля «Город гончаров». По традиции, лучшие работы остаются для оформления экспозиции местного музея гончарного искусства. На данный момент в экспозиции представлены более 600 работ 80 мастеров из 22 регионов России. Гости фестиваля могут поучаствовать в мастер-классах – самостоятельно изготовить изделие на гончарном круге или слепить его; расписать готовое изделие, а затем и обжечь его, используя различные виды декоративных обжигов – «раку», «обварка в муке», «молочный обжиг». А кто не имеет гончарных способностей, может купить изделия мастеров на выставке-продаже «Гончарная ярмарка».

У Музея керамики

В этом году, 30 июня – 1 июля, проходил уже XIII по счету фестиваль. Я узнала про это мероприятие еще в мае, в июне были куплены билеты на поезд Москва –Нижний Новгород, выяснено, как добираться из Нижнего до Богородска, и вот мы в Богородске.

Девушка-гончар

Улица Ленина оказалась широкой, застроенной добротными одно- и двухэтажными домами с непременными кошками и собаками. Смутил, правда, один перекресток: пересечение улицы Ленина и Глухого переулка, зато порадовала табличка у светофора: «Красный свет для невоспитанных людей» и рассмешила вывеска магазина – «Вино-водка. Бытовая химия». В интернете я потом прочла, что в Богородске еще и «переулок Эсперантистов» имеется!

 

Рассматривая дома, вывески и домашних животных, мы дошли наконец до Красной площади. Площадь оказалась достаточно большой, и на ней стояла сцена, где шел какой-то концерт, стояли различные аттракционы, палатки с шарами, масками и прочими вещичками для развлечения. Народ катали на лошадях и пони.

Мастер-класс

по лепке

А у фонтана развернулась ярмарка! Были там разные вещички из ткани, лозы, бересты, продавались знаменитые Городецкие пряники. Свои изделия предлагали и богородские кожевники. Но для нас, естественно, самыми интересными были ряды керамистов. Ведь судя по официальному пресс-релизу в фестивале принимали участие 200 мастеров из более чем 20 регионов – Ленинградской, Московской, Владимирской, Саратовской, Самарской, Калужской, Челябинской, Ярославской, Костромской, Курской, Рязанской, Нижегородской, Омской, Смоленской, Вологодской, Псковской, Тульской, Пензенской областей, Татарстана, Республики Коми.

Мастер-класс по росписи

Здесь я увидела уже знакомых керамистов – хлудневца Александра Заборских, Надежду Королькову из Смоленска, дивеевцев, тульскую «Дрёму», семью Щипановых из Балахны. Были и новые для меня мастера: богородчане; Галина Нефедова из Дзерджинска; суздальцы с красивой, но дорогой керамикой; дядечка (фамилию, к сожалению, не записала) со смешными фигурками… В общем, глаза разбегались.

С ярмарки я уносила три авторских керамических колокольчика: сова пополнила раздел «Фауна»; колокольчик «Богородск», обожженный по технологии «обварка в муке» – подраздел «Географические объекты»; а дивеевская барышня «прописалась» в «Человечках».

Мастерская гончаров

Находившись по ярмарке, мы отправились в Музей керамики, находящий в бывшем здании «Уголовно-исполнительной инспекции № . Уже около музея можно было увидеть девушку-гончара, демонстрировавшую большим и маленьким гостям фестиваля свой труд.

Богородские ангелы

 

Рядом другая девушка учила детей лепить котов из глины, которые потом можно было обжечь. Продавались здесь и готовые изделия. Я купила тут авторский керамический колокольчик «Богородский куркуль» (раздел «Человечки»). Но самое интересное происходило справа от входа в Музей керамики. Развеселый гончар показывал здесь настоящее шоу декоративной обварки! Готовые изделия вынимались из печи после обжига. Затем их обваливали в опилках, поливали пивом, подсолнечным маслом, поджигали и охлаждали уже в воде. В результате этих действий на готовых изделиях появлялась сетка художественных трещин (это т.н. техника «кракле»).

 

 

 

Шоу декоративной обварки

 

В самом Музее керамики на первом этаже проходил мастер-класс по росписи эмалью различных вазочек, под которыми как раз и «издевался» мастер у входа. Далее были выставлены изделия, представленные на конкурс в этом году. О том, кто какие награды получил в этом году, расскажу ниже, но работы все были очень красивые.

В музее керамики

В музее керамики

На втором этаже слева, в уютном зальчике, располагается собственно Музей керамики. Он составлен из работ, представленных на Фестивалях прошлых лет. а помещения справа – это гончарные мастерские. Там можно было и на гончарном круге поработать, и на печи для обжига посмотреть, и секреты технологий, в результате которых получается кристаллическая глазурь, узнать. Местные мастера гончарного дела, которые ходят в майках с надписью «Не богу горшки обжигают», говорят «Мы лишь придаем изделию форму, красота же рождается в огне».

 

 

 

Керамика «кракле»

Богородская керамика

 

Последним в ряду помещений был сувенирный салон, где гостям Богородска предлагается широкий ассортимент продукции от посуды с изящной росписью до высокохудожественных керамических изделий. Но, к сожалению, среди них не нашлось колокольчиков в технике «кракле». Пришлось пополнить подраздел «Керамика» своей коллекции авторским колокольчиком в технике «молочного обжига».

 

 

 

 

 

Работы Д.Шайахметовой

Богородские гончары

Уже по возвращении в Москву я нашла в интернете итоги XIII Фестиваля «Город гончаров». Гран-при и сертификат на сумму 10 тысяч рублей на приобретение материалов получила Шайахметова Дарья (с. Гжель Московская обл.). Дарья стала и победителем конкурса «Домашнее задание» (изразец) вместе с Гарифиллиной Людмилой (г. Рязань). Лучшим в конкурсе «Куркуль Богородский» стал Чернышов Александр (г. Богородск); также в этой номинации жюри особо отметило Скворцову Екатерину и Журавлеву Ольгу (г. Чебоксары). Победителем конкурса «Свободная терракота» стал Болоташвили Джемал (г. Ярославль). В номинации «За сохранение традиций» были отмечены Калимулина Ида Сафиевна (с. Абашево. Пензенская обл.), «За новаторство и творческий поиск» – Садовникова Ольга (г. Чебоксары). Обладателем первой премии конкурса «Иллюзия, лица, вазы» стал Чернышов Александр (г. Богородск), вторую премию получили Кузяев Николай (с. Елизарьево, Дивеевский район, Нижегородская обл.) и Безумнов Виктор (с. Велетьма, Кулебакский район, Нижегородская обл.). По традиции лучшие работы остались в Богородске и пополнили экспозицию местного Музея керамики.

По материалам энциклопедии «Города России» (М.: «БРЭ», 1994);

Поспелов Е.М. «Географические названия России» (М.: «Книжная находка», 2003);

Википедии и сайтов www.bogorodskmash.ru/, www.master-raduga.nnov.ru/, www.nnov.org,

www.nntv.nnov.ru/, www.promisly.ru, www.volgatourism.ru/

Hosted by uCoz