Абрамцево

Главный дом

АБРАМЦЕВО, посёлок городского типа в Московской области, на реке Воря (приток Клязьмы), в 58 км к северо-востоку от Москвы, близ железнодорожной станции Абрамцево.

Усадьба «Абрамцево» – историко-художественный и литературный музей-заповедник (с 1918 г.). С 1843 по 1859 год здесь в деревянном усадебном доме 2-й половины XVIII века жил замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, здесь им созданы «Записки об уженьи» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», в гостях у Аксакова бывали Гоголь, Тургенев, Щепкин, славянофилы Хомяков, Самарин, братья Киреевские.

Студия-мастерская

(1872)

В 1870 году Абрамцево приобретает Савва Иванович Мамонтов, в будущем крупный промышленник и меценат, строитель железных дорог и заводов. Будучи сам человеком чрезвычайно талантливым и художественно одаренным, он бережно относится к памяти писателя и сохраняет в доме многое из того, что было связано с бытом его прежнего владельца. Вскоре благодаря Мамонтову Абрамцево переживает новый творческий подъем, сюда часто приезжают поработать Репин, Поленов, Нестеров, Коровин, Остроухое, Суриков, Сомов, Станиславский, Рахманинов, Ипполитов-Иванов, Римский-Корсаков и многие другие...

Кухня

 Именно под крылом Мамонтова молодые тогда художники объединились в своеобразное творческое содружество – Абрамцевский художественный кружок, который стал уникальным явлением не только в русской, но и в мировой культуре. В окрестностях Абрамцева В.Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Алёнушка», а в усадебном парке и поныне стоит его сказочная избушка «на курьих ножках».

Знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками» Серов написал в столовой абрамцевского дома; в ней же зародились многие художественные проекты: например, совместные вечерние чтения незаметно вылились сначала в домашний театр, а затем и в создание знаменитой Русской Частной оперы, откуда впервые зазвучал на всю Россию голос и имя Ф.Шаляпина, а волшебные декорации к постановкам, выполненные по эскизам  художников «кружка», изумили весь театральный мир.

Церковь Спаса Нерукотворного

(1881–1882)

Нижний пруд

Абрамцево вдохновляло всех, кто  вступал сюда: здесь писались этюды и картины, строилась и украшалась церковь, сочинялась музыка, ставились спектакли и устраивались концерты. Супруга Мамонтова, Елизавета Григорьевна, вместе с Е.Д.Поленовой принимаются за возрождение народных промыслов, собирают коллекцию резных изделий и устраивают в Абрамцеве столярно-резчицкую, а увлеченный керамикой Савва Иванович – гончарную мастерскую, куда приглашает к сотрудничеству Михаила Врубеля... Однако в 1900 году С.И.Мамонтов теряет свои капиталы; шумная творческая жизнь в Абрамцеве замирает. Савва Иванович теперь всецело посвящает себя творчеству, он занимается скульптурой, керамикой, изделия его мастерской становятся подлинными произведениями искусства и завоевывают лучшие призы на международных и отечественных выставках. Однако годы и пережитое берут свое, в 1918 году он находит вечный покой в часовне маленькой усадебной церкви Спаса Нерукотворного (1881–1882), которая была построена по проекту В.Васнецова.

Церковь Спаса Нерукотворного изображена на деревянном колокольчике «Абрамцево», помещённом в подраздел «Храмы, соборы». Керамический кот находится в «Фауне», а керамический же колокольчик с изображением Бани-теремка - в «Зданиях, сооружениях». Фаянсовый колокольчик «Яблоневый цвет», купленный в арт-салоне отеля «Галерея» находится в «Растительных мотивах».

Фотографии из осеннего Абрамцево можно посмотреть здесь, а из зимнего - здесь.