Москва. Собор Рождества Христова

(Храм Христа Спасителя)

Старое фото

(фото с сайта: http://www.xxc.ru/)

Храм Христа Спасителя был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник. Мысль о возведении храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.

Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы – праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву, сооружённый Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов и было представлено 20 вариантов проекта Храма. Во втором – К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие.

Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I все работы были приостановлены. В 1826 году строительство было прекращено.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведён в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году – сведён свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Интерьер храма

(фото с сайта: http://www.xxc.ru/)

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с Наполеоном, и имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утверждён штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма – во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

Храм-часовня

во имя иконы Божией Матери «Державная»

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.

Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III – произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник – Рождество Христово – до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.

15 августа 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха – им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Храм очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих с проведением экскурсий по Храму.

Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.

Барельефы на стенах Храма

В начале 1918 года в связи с изданием Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был взорван для строительства на этом месте Дворца Советов. Проект не был реализован и вместо Дворца в 1958 году был устроен плавательный бассейн «Москва».

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на Волхонке, близ того места, где стоял Храм, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: «Закладной камень во имя Державной Божией Матери – предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте». Организаторами общественного движения за воссоздание Храма были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин.

Памятник Александру II

Восстанавливаемый Храм Христа Спасителя был официально заложен 7 января 1995 года на прежнем месте. В том же году рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», освящённый 8 ноября 1995 года ( (автор проекта арх. А.Н. Оболенский), который должен был, как бы предварить восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте.

31 декабря 1999 года в Москве совершилось настоящее чудо: в канун 2000-летия Рождества Христова вновь распахнулись врата Храма Христа Спасителя.

Храм имеет 3 престола – главный, освящённый 19 августа 2000 года, в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах – во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

Воссозданный Храм воспроизведён максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация прошлого века, включая эскизы и чертежи. Однако имеются некоторые отличия в планировке и технологии строительства Храма, обусловленные объективными причинами. Это наличие стилобатной части, возведённой на месте существовавшего холма-основания. В этом сооружении, высотой 17 м, находится церковь Преображения Господня (сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре), Зал Церковных Соборов, Зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Для въезда к подножию Храма построен пандус. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.

На льве

у Памятника Александру II

Второе отличие – использование современных строительных технологий и материалов. Стены и несущие конструкции Храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 м. Высота нижнего блока около 37 м, высота барабана – 28 м, высота купола с крестом – 35 м. Общая высота сооружения – 103 м, внутреннего пространства – 79 м, толщина стен до 3,2 м, объём здания 524000 куб. метров. Площадь росписи Храма – более 22000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом.

7 июня 2005 года в сквере у Храма Христа Спасителя был открыт памятник Александру II (скульптор А. Рукавишников, архитектор И. Воскресенский, художник С. Шаров).

В подразделе «Храмы, соборы» можно увидеть фаянсовый колокольчик в виде этого храма. На одной из сторон металлического колокольчика «Москва» из этого же подраздела также изображен Храм Христа Спасителя.

Использованы материалы и фото с сайтов http://www.xxc.ru/ (сайт храма) и http://www.sobory.ru/.

 

Hosted by uCoz