Кутна Гора |
Кутна-Гора (чеш. Kutna Hora, нем. Kuttenberg) – город в Чехии, в Центральной Богемии, в Средне-Чешском крае. Расположен в 52 км к востоку от Праги. Население – 21,1 тысяч человек (2005). В XIII–XVI веках, Кутна-Гора была вторым по значению (после Праги) городом Чешского королевства и одним из самых процветающих городов Центральной Европы. Своей славой и богатством Кутна-Гора обязана шахтам, в которых добывалась третья часть всего европейского серебра. История кутногорского серебра началась еще в X веке, когда в селе Малине, стоявшем недалеко от нынешнего города, его владельцы – Славниковичи – начинают чеканить серебряные динары. Правда, до сих пор не удалось подтвердить местное происхождение серебра. В 1142 году в селении Седльце, расположенном сейчас в 3 км от городского центра, был основан цистерианский монастырь. Это был первый монастырь этого ордена на территории Чехии. И вот в 1260 году на землях, принадлежавших этой обители, были открыты месторождения серебряных руд. Для разработки рудников приглашают немецких шахтеров из города Йиглава, где серебро добывалось уже около 30 лет. Один из первых горняцких поселков назывался «Cuthna Antiqua», что в переводе значит «старая монашеская ряса». По старинной чешской легенде монах-цистерианец Антоний, однажды устав от работы на монастырском винограднике, прилег отдохнуть на землю. Проснувшись, он обнаружил, что возле его головы загадочным образом выросли три серебряных прута. Обозначив это место рясой (слово «kutna» в переводе на русский и означает «ряса»), Антоний побежал сообщить о необычном событии в монастырь. На месте этих серебряных прутов и было найдено месторождение серебра. Примерно в 1290 году случилось легендарное «скопление людей в Кутне». Это то, что потом в мировой истории повторится еще не раз – разразилась «серебряная лихорадка». Среди работающих шахт и дымящихся заводов возникают деревянные лачуги, трактиры, бани, хлебные и мясные лавки. Но в конце XIII века горняцкие поселки объединяются в единое целое, и возникшая Кутна-Гора приобретает привилегии королевского города. Около 1300 года в период правления короля Вацлава II было издано королевское горное право – свод законов, согласно которому король свободно распоряжался залежами серебра на любом участке, давал разрешение на добычу и переработку руды. Он же распорядился ввести единую монету, которую и стали чеканить на центральном монетном дворе в Кутне-Горе. Это очень не понравилось немецкому императору Альбрехту Габсбургу, который в 1300 году потребовал закрытия местных шахт или выплаты 80000 гривен серебра. Император дважды пытался осаждать город, но немецкие (теперь уже кутногорские) горняки сохранили верность чешскому королю. Осады эти, однако, ускорили постройку городских валов. И с течением времени шахтерский поселок превратился в богатый город, в котором начали строить свои резиденции влиятельнейшие люди Чешского королевства. Здесь возводятся величественные храмы, появляются многочисленные лавки и трактиры, а богемский грош, который чеканят на местном Монетном дворе, превращается в самую сильную европейскую валюту Средневековья. В начале XV века Кутна-Гора не осталась в стороне от гуситских воин. Более двух тысяч сторонников гуситов были сброшены в местные шахты. Город был дважды сожжен – в 1422 году отступающим королем Сигизмундом, а через два года – уже гуситскими войсками Яна Жижки. Работа монетного двора была прекращена, а многие шахты были затоплены и засыпаны. Горнодобывающая деятельность замирает также из-за бегства богатых немецких жителей. Немецкое население постепенно заменяется чешским. После гуситских воин путем огромных усилий удалось восстановить добычу руды, в основном за счет новых месторождений. Однако рудные жилы уходят все глубже и глубже, и техника того времени уже работает на пределе своих возможностей. Глубина одной из местных шахт, носившей имя «Осел», достигает 500 м, тогда это была самая глубокая шахта в мире. В 1547 году заканчивается чеканка пражского гроша, который в условиях ценовой революции устарел и был заменен толаром. Прекращаются разработки на шахте «Осел», больше не производятся монеты во Влашском (Итальянском) дворе. Со второй половины XVI века начинается упадок кутногорского рудного района, связанный как с повышением добычи серебра в Германии, так и с мощным потоком американского серебра. Кризис завершается тридцатилетней войной, в ходе которой город разоряют императорские и шведские войска. В город приходит орден иезуитов, пытающийся рекатолизовать местное население, с чем связано появление в Кутна-Горе шедевров барочной архитектуры. В XVIII веке Кутна-Гора постепенно превращается в провинциальный городок. Несколько раз предпринимались попытки возобновить добычу руды, однако всегда без успеха. Последняя такая попытка была предпринята немецкой оккупационной администрацией во время второй мировой войны – на этот раз была развернута добыча свинцовых и цинковых руд, которая продолжалась до 1991 года, когда последняя шахта была закрыта. В настоящее время весь исторический центр города Кутна Гора занесен в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Самый известный архитектурный памятник Кутна-Горы – это собор Святой Варвары, покровительницы шахтеров, второй по величине и значимости готический храм Чехии, построенный в стиле поздней (владиславской) готики. Строительство этого храма продолжалось с 1388 по 1565 год. Первый проект разработал Ян Парлерж, сын строителя собора Св. Вита, затем в работе участвовали Матвей Рейсек и Бенедикт Рейт. От XV века до нашего времени сохранились хоровые скамьи с резьбой по дереву и фрески заалтарной часовни Смишека. В 1626 году иезуиты перестраивают храм в стиле барокко, а в 1670-х – новая перестройка, на этот раз в неоготическом стиле. Окончательно строительство собора Св. Варвары было завершено в 1905 году. Храм интересен прежде всего готическими фресками, цветными оконными витражами. В прекрасной живописи, украшающей стены собора, чувствуется тесная связь художников с шахтерами. Темы многих произведений связаны с нелегким шахтерским трудом. Например, в Гашпильской капелле тема росписи – труд у лебедки-гашпиль, в Безменной капелле с помощью осписи изображена средневековая техника чеканки монет, можно разобрать даже имя чеканщика. Собор Св. Варвары изображен на керамическом колокольчике «Кутна-Гора» (подраздел «Храмы, соборы»). Когда в 1626 году в Кутна-Гору прибыли иезуиты, то одной из их главных целей было воспитание детей и молодежи в католическом духе. Поэтому рядом с собором Св. Варвары в 1667–1700 годах был выстроено здание иезуитского колледжа (по проекту итальянского архитектора Доменико Орси), соединенное крытой галереей с собором св. Варвары. В плане представляло собой букву «F» в честь императора Фердинанда II. Барочный фасад с лепниной, пилястрами, призмообразными башнями, покрытыми крышами, на которых стоят маленькие башенки со шпилями, придавали зданию дворцовый вид. В 1773 году, после упразднения ордена иезуитов, колледж переходит в распоряжении военных вплоть до 1997 года: здесь располагались казарма, госпиталь, военно-учебное учреждение. В 1776, 1843 и в 1856 годах проходили ремонтно-реставрационные работы, которые в основном затрагивали интерьер здания. В результате этих «ремонтов» была снесена самая высокая – Центральная башня, а также крытая галерея, соединяющая собор Св. Варвары и Иезуитский колледж. В 1998 году здание бывшего Иезуитского колледжа было передано Чешскому музею изобразительных искусств и в 2004 году полностью реставрировано. В южной башне колледжа, служившей в 1720-е годы колокольней для собора Св. Барбары, имеется смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на Кутна-Гору. Внутри башни находятся три колокола из разрушенной деревянной колокольни собора. Колокол «Барбора» был отлит в 1536 году мастером Юрием Клабалом. Два более больших колокола – «Людвик» (1510) и «Михал» (1493) – были отлиты знаменитым чешским колокольным мастером, уроженцем Кутна-Горы Ондржеем Птачеком. Перед зданием колледжа была устроена искусственная терраса (1680–1716), украшенная по примеру пражского Карлова моста фигурами святых (автор скульптор – Франтишек Баугут). Здесь можно увидеть Св. Иоанн Непомука, Св. Варвары, Св. Людвика, Св. Исидора, Св. Иосифа, Св. Игнатия Лойолу, Св. Вацлава, Св. Франтишека Ксаверского, Св. Иосифа Каланского, Св. Флориана, Св. Франтишека Боргиаша, Св. Анны, Св. Карла Великого. По планам иезуитов терраса соединяла власть церковную с властью светской, которая тогда располагалась в Влашском (Итальянском) дворе – основным по степени своей значимости городским сооружением в годы его процветания. Он возник во второй половине XIII века рядом с торговой дорогой, соединявшей Чехию и Моравию. Укрепленный объект вначале использовали для хранения серебряной руды, здесь же была резиденция королевского чиновника – урбурара, осуществляющего надзор за добычей. В начале XIV века возникли горные и монетные учреждения, а также королевская резиденция. Первыми чеканщиками денег были итальянцы, прибывшие в Кутна-Гору из Флоренции, поэтому двор и стал называться «Итальянским». В конце XIV века была расширена королевская резиденция за счет новых помещений с сокровищницей, размещенной под вновь сооруженной часовней. Здесь хранилось серебро, представлявшее в то время основу политического могущества чешских королей. Вблизи Влашского двора с конца XV века жил и высший управляющий монетным двором, который следил за чеканкой монет. Во вновь построенном королевском дворце часто бывали чешские короли. В связи с прекращением добычи серебра в 1727 году монетный двор был закрыт, а здание постепенно ветшало. В конце XIX века при содействии города была осуществлена его реконструкция. Сейчас здесь находится музей, посвященный истории города и монетного дела. Также здесь сохранилась готическая часовня Св. Вацлава (1386), расписанная в 1904 г. Ф. и М.Урбаном. Узнать о том, как добывали серебро в Кутна-Горе, можно в «Градеке» – Чешском музее серебра. Первоначально это была крепость, охранявшая долину реки Врхлицы. Первое упоминание об этой постройке относится к 1312 году. В 1490 году «Градек» купил предприниматель и королевский чиновник Ян Смишек, следивший за добычей серебра. Он превратил здание в великолепную резиденцию – до наших дней здесь сохранились расписные потолки и старинная часовня Св. Вацлава с настенной живописью начала XVI века. В настоящее время в «Градеке» находится музей с экспозицией, посвященной рудничному делу. На территории музея есть средневековая шахта, открытая для посещения, где сохранились штольни, проложенные с XIII по XVI века. Посетителей переодевают в средневековый шахтерский костюм – перкитле, выдают шлем и шахтерскую лампу и проводят по коридорам и пространствам, затопленным кристально чистой водой глубиной до 50 м. В экспозицию входит также т.н. трейв из Яхимова – горная машина XVI века, предназначенная для транспортировки из подземелья руды в плетеных корзинах или воды в кожаных мехах. Исторический центр Кутна-Гора достаточно компактен, чтобы обойти его пешком. В старом городе, на Намести, расположена готическая Церковь Матери Божьей (1360–1470), а на Палачкево Намести – причудливая площадь, которая была создана на месте разрушенной пожаром готической ратуши в 1770 году. От верхней части площади можно пройти к приходскому храму Св. Якова (1330), возведенного на средства местной знати и городских чиновников. Из запланированных двух башен храма была построена лишь одна, высотой 86 м, поскольку местная почва, изрытая шахтами, не позволяла гарантировать устойчивость сооружения. В центре Вацлавской площади стоит Чумная колонна в стиле барокко (1714), а с северной стороны – жилой готический дом. Дом был построен в догуситский период и стоял на тогдашнем Мясном рынке. В 1489 году по заказу местного предпринимателя Прокопа Кроупы в 1489 году мастер из Вроцлава Брицки в результате реконструкции украсил здание богатой резьбой. На фронтоне здания до сих пор можно увидеть и гончарный знак – Адама и Еву под древом познания. Знак напоминает, что на площади, кроме всего прочего, находился еще и гончарный рынок. Каменный дом несколько раз перестраивался, меняя владельцев, пока в XIX веке его окончательно не приобрел город. Сейчас здесь открыт музей городской жизни XVII–XIX века. Посетителей и особенно посетительниц заинтересует т.н. «черная кухня», реконструированная в первоначальном помещении средневековой кухни. Из-за активной добычи руды в городе постоянно ощущалась нехватка воды: ее подводили к городу по специальным трубам и сливали в резервуары, откуда затем раздавали жителям. Один из таких резервуаров-«колодцев» (1493–1495) и стоит на площади Рейсково намести. К сожалению, когда мы были в Кутна-Гора, колодец находился на реставрации, поэтому толком рассмотреть его не удалось, поэтому придется довольствоваться фотографией из Интернета. Неподалеку расположен собор Св. Яна Непомуцкого (арх. Ф.Канька, 1734–1735), украшенный фресками на темы жития Св. Яна. В 3 км от центра Кутна-Гора, возле деревни Седльце расположен цистерцианский монастырь, основанный в 1142 году и ставший важным культурным центром Чехии. В течение своей истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался. В начале XVIII века к монастырю было пристроено новое здание конвента, но в 1784 году во время реформ императора Иосифа монастырь был окончательно закрыт. Здание конвента было превращено в XIX веке в табачную фабрику (сейчас табачная фабрика «Philip Morris»), в нем сохранилась прекрасная трапезная с фресками, выполненными в стиле барокко, но доступ для посетителей туда закрыт. Монастырский собор Воскресения Девы Марии (1280–1320) был построен на месте первоначального монастырского костела в романском стиле. Это самое крупное сооружение того времени на территории Чехии. Интерьер собора оформлен преимущественно в стиле барокко. Но тысячи туристов посещают бывший монастырь не ради собора, а ради расположенного неподалеку от него небольшой кладбищенской часовни Всех Святых. На ее нижнем этаже находится знаменитое костехранилище (Костница): небольшое помещение, заполненное и украшенное человеческими костями. Предыстория появления этого сооружения такова. В 1278 году Йиндржих, аббат цистерцианского монастыря был послан чешским королем Отакаром II в Святую землю. Обратно он привез немного земли с Голгофы и рассыпал ее по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. В результате воины и эпидемий чумы кладбище сильно разрослось. В конце XIV века в его центре кладбища построили готическую часовню с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлеченных из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице в форме пирамид выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена. В 1703–1710 годах часовня была перестроена по проекту Й.Сантини: добавлен новый вход и верхний ярус перестроен в стиле барокко. После закрытия монастыря в 1784 году часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов, которые в 1870 году наняли резчика по дереву Ф.Ринта для того, чтобы он привел в порядок груду сложенных костей. Мастер собрал 40000 человеческих костей, отбелил их известью, продезинфицировал и начал работу. Из костей были созданы люстры, канделябры, изображения монстров, герб рода Шванценбергов и даже подпись мастера Ринта. Это произведение было создано, чтобы напомнить о бренности человеческой жизни и факте смерти. Костница произвела на меня такое гнетущее впечатление, что я поспешила покинуть его как можно скорее. Утешилась я лишь в близлежащем магазинчике с керамикой после приобретения веселого керамического колокольчика-львенка (раздел «Фауна»). По материалам Путеводителя «Вокруг света: Чешская Республика» (Изд-во «Вокруг света», 2008); буклета «Кутна Гора» (ООО «Глориет»); Википедии и сайтов www.kutnahora.cz, www.devisu.ru, http://czland.net |