Санкт-Петербург. Собор Исаакия Далматского (Исаакиевский собор)

В Санкт-Петербурге последних лет царствования Петра I было четыре собора: Петропавловский, Троицкий, Успения Богородицы и св. Исаакия Далматского.

Как первый, и последующие Исаакиевские храмы самым тесным образом были связаны с российскими императорами и российской государственностью. Уже в первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны. А с 1723 года царь подписал специальный указ, предписывающий чинам Адмиралтейства и морякам Балтийского флота принимать присягу только в этом храме. О службах во втором Исаакиевском соборе достоверных сведений не сохранилось, известно только, что 6 августа 1717 года его заложил сам Пётр I в присутствии высоких духовных и государственных сановников.

Третий Исаакиевский храм был заложен 8 августа 1768 года по проекту Антонио Ринальди, но строительство под руководством Ринальди и архитектора А.Виста шло очень медленно, поэтому завершил затянувшуюся стройку архитектор Винченцо Бренна.

30 мая 1802 года собор был освящён. Скульптурное убранство этого храма исполнили К.Альбани, П.П.Соколов и И.Шварц, лепное – Бернаскони, образа – Гуалтьери и А.И.Иванов, роспись – Ф.Д.Данилов. Позже в неё проводились памятные большие богослужения в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга, а также празднования всеобщего мира в Европе 10 июля 1814 года. На следующие полтора десятилетия Исаакиевский собор – главный столичный храм, но постепенно стал разрушаться.

Мраморный бюст

О.Монферрана

Высочайшим распоряжением создаётся комиссия из архитекторов Стасова, Соколова и Беретти, которая приходит к заключению о необходимости капитальных переделок. В 1816году Александр I обратился к генералу Бетанкуру с просьбой рекомендовать архитектора, который смог бы осуществить перестройку Исаакиевского собора. Выбор Бетанкура остановился на молодом О.Монферране. Обновление 3-го Исаакиевского собора было предписано рескриптом императора Александра I от 20 февраля 1818 года. Контролировала эту работу специальная комиссия под председательством члена Государственного Совета графа Н.Н.Головина.

По приказу санкт-петербургского викария богослужения в соборе были прекращены, а престол, иконостас, образа и утварь перенесены для хранения в Никольский собор.

В июле 1819 года под будущее сооружение заложили бронзовую золочёную доску с текстом об обновлении храма. Началось строительство 4-го Исаакиевского храма с устройства фундамента. Предполагая свести к минимуму последствия будущей неравномерной осадки грандиозного сооружения, Монферран спроектировал сплошной, заложенный под всем собором фундамент, который сооружался около 5 лет, в работах приняли участие около 125000 человек. Одновременно с созданием фундамента в каменоломне на берегу Финского залива, в местечке Пютерлакс (неподалеку от Выборга) заготовляли гранитные монолиты для колонн собора. Руководил работами Самсон Суханов. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за её подъемом наблюдал уже новый император Николай I. Следующим этапом строительства стало возведение стен – эта работа была закончена в 1836 году, и фасады начали облицовывать мраморными плитами толщиной около 5 см. Кирпичные своды Монферран решил изнутри оформить декоративными, не имеющими конструктивного назначения. После возведения основания купола собора в 1837 году вокруг него установили 24 гранитные колонны массой более 60 т каждая. Поднимали их на высоту 43 м по наклонному настилу, устроенному внутри здания. Золочёный купол Исаакиевского собора по своим размерам единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Диаметр купола – более 25 м. В 1843 году строительство здания собора завершилось, но уже в 1841 году начались работы по его внутреннему художественно-декоративному оформлению.

Церемония освящения главного алтаря Исаакиевского собора состоялась 30 мая 1858 года, а приделы во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского и святой великомученицы Екатерины освящены, 1 и 8 июня. Исаакиевский собор был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таким до 1922 года.

Со времени своего освящения храм стал центром общегородских празднеств. В его стенах проводились торжественные богослужения в честь святых, тезоименитных членам царствующей фамилии, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии.

С декабря 1896 года при храме начало действовать Исаакиевское православное братство, занимавшееся религиозно-нравственными беседами, благотворительностью, помощью неимущим, общественными столовыми для бедных и школами.

Величие и красоту храма возвышали его драгоценные святыни: Крест с Животворящим Древом Господним и значительная часть мощей св. апостола Андрея Первозванного, присланных в 1833 году в дар Святейшему Синоду от Иерусалимского патриарха Афанасия; Нерукотворный образ Спасителя, принадлежавший Петру Великому, с золотой ризой и изображением тернового венца, пожертвованный собору императором Александром II; Тихвинская икона Богоматери, прославившаяся в предместье Петербурга Песках в год освящения Исаакиевского собора, и перевезенная в храм по распоряжению преосвященного митрополита Григория; Корсунская икона Божьей Матери, бывшая домашней святыней у придворного сановника Дмитрия Львовича Нарышкина; четыре знамени государственного ополчения Санкт-Петербургской губернии 1855–1856 годов и старое знамя ополчения 1812 года.

Центральный неф

Находился собор в ведении управления церквей Двора, заведовавшего храмами Зимнего дворца и пригородных императорских резиденций. Штат собора насчитывал 80 человек, в том числе 12 звонарей и 17 человек причта: настоятель храма, ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 4 диакона, 5 псаломщиков, 2 пономаря. Все богослужения велись в сопровождении хора, который имел право петь только в Исаакиевском соборе. Хор насчитывал 50 человек: 20 взрослых и 30 малолетних, в том числе 12 басов, 12 теноров, 12 альтов и 14 дискантов. Набирали певчих преимущественно на Украине – в Киевской, Полтавской, Черниговской губерниях, в основном из лиц духовного сословия. Каталог песнопений постоянно проверялся и утверждался Святейшим Синодом. Управлял хором директор придворной певческой капеллы Львов. Большой популярностью в народе пользовался служивший в 1863–1905 годах в Исаакиевском соборе протодиакон В.Н.Малинин, обладавший феноменальным басом.

Во время служб в Исаакиевском соборе употреблялись предметы, выполненные из золота и серебра фабрикантами Никольсом и Плинке, а также в мастерских П.И. Сазикова и Ф.А.Верховцева. Для изготовления богослужебных предметов была использована первая добыча серебра Алагирских рудников, пожертвованная императором Николаем I.

В июне 1928 года Исаакиевский собор был закрыт, а его ценности изъяты, в том числе около 3 пудов золота, 140 пудов серебра и около 800 драгоценных камней. В его стенах в 1931 году был открыт антирелигиозный музей, спустя шесть лет поменявший свой профиль на историко-художественный.

Вновь богослужения возобновились в храме лишь 17 июня 1990 года, когда божественную литургию св. Иоанна Златоуста здесь совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Спустя два года в Исаакиевском соборе отпевали Великого князя Владимира Кирилловича, на протяжении более полувека возглавлявшего Российский Императорский Дом. Отныне богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, по всем Великим праздникам и воскресным дням.

Витраж

Исаакиевский собор – высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства. Характер декоративного решения фасадов определяет, прежде всего, скульптура – один из самых распространенных видов изобразительного искусства первой трети XIX века. Скульптурное убранство храма создавали известные ваятели того времени – И.Витали, П.Клодт, Н.Пименов, Л.Логановский, Ф.Лемер и И.Герман. Скульптурный декор несёт основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Его портики украшены многофигурными рельефами, посвященными житиям Иисуса Христа и Исаакия Далматского.

Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4000 кв.м двумя рядами пилонов разделен на три нефа. В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания. В восточной части – главный алтарь и иконостас. Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.

Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне – один из самых больших витражей в Европе площадью 28 кв.м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Несмотря на то, что витраж –нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.

Важная деталь во внутренней отделке храма – вызолоченные детали, литые бронзовые, с рельефным орнаментом, базы и капители колонн, медальоны, кессоны, гирлянды, а также ажурные золоченые люстры-паникадила массой около 3 т каждая. Всего на позолоту собора было израсходовано 300 кг золота, еще 100 кг – на золочение куполов.

Материалы и фото с сайта www.cathedral.ru/isaac.

 

Hosted by uCoz