Флоренция |
Флоренция (итал. Firenze, лат. Florentia) – город в Италии, столица региона Тоскана. Расположен на реке Арно. Население – 366000 человек (2008). О холмах и кипарисах этого региона Италии напоминает купленный во Флоренции керамический колокольчик «Тоскана» (подраздел «Географические объекты».) Основание Флоренции относится к 59 году до н.э. – времени правления Юлия Цезаря. Тогда на землях, первоначально заселенных этрусскими племенами, возникает поселение римских ветеранов Риа, позднее получившее название Флорентия («цветущая»). Позднее оно превратилось в город, который в IV веке н.э. стал епископской резиденцией. «Цветущая» была под властью Византии, остготов, в 570 году ее захватывают лангобарды, а еще через двести лет – франки. В результате такой «чехарды» население значительно сократилось. Возрождение города началось с X века, а уже в следующем веке Флоренция становится независимой коммуной и центром Тосканского маркграфства (с 1057-го). В XIII веке коммуна была вовлечена в конфликт между гибеллинами и гвельфами, но это не затормозило процветание Флоренции. В 1252 году город начинает чеканить собственную золотую монету – флорин, который имел хождение во всей тогдашней Европе. Экономика Флоренции была основана на производстве шерсти. В 1340-х годах город населяло уже восемьдесят тысяч человек, но после эпидемии чумы 1348 года, отраженной в «Декамероне» Дж.Бокаччо, резко сократилось. К XIV веку именно во Флоренции окончательно сформировался новый период в развитии европейского искусства, известный нам под названием «Эпоха Возрождения». Пик его приходится на XV–XVI века, когда город стал крупным культурным центром. Тогда здесь жили и творили Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Петрарка, Данте. В 1434 году к власти во Флоренции приходит династия Медичи, но уже в конце века была провозглашена Флорентийская республика. Медичи вернули себе власть в XVI веке, когда Козимо I существенно укрепил вновь созданное им великое герцогство Тоскана. Медичи управляли Флоренцией вплоть до 1737 года, затем их сменила династия лотарингских герцогов. Во второй половине XIX века начинается период воссоединения Италии (т.н. эпоха Рисорджименто). В 1860 году Тоскана в результате плебисцита присоединяется к Королевству Италии, а Флоренция на целых шесть лет (1865–1871) становится столицей нового государства. Этот период оставил большой и неоднозначный след в облике города: с целью создания помпезного квартала в районе нынешней Пьяцца делла Репубблика была снесена часть исторического центра с еврейским гетто, рынком и множеством высоких жилых башен. Причем осуществили этот проект уже после утери городом столичных функций: после 1887 года. (На сегодняшней площади о бывшем еврейском квартале напоминают лишь такие названия как кафе «Пашковски» и кинотеатр «Гамбринус»). Ущерб архитектурным и культурным ценностям Флоренции был нанесен и в XX веке. Это и разрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны, и взрыв всех исторических мостов через Арно (лишь только Понте Веккьо спасли бойцы Сопротивления!) отходящими немецкими войсками. Огромное культурное бедствие постигло Флоренцию 4 ноября 1966 года в результате страшного наводнения. Тогда на город хлынула огромная масса воды объемом около 250000000 куб.м из реки Арно. Центр был затоплен на 2–3 м, погибло 34 человека. По самым скромным подсчетам были повреждены более 3 миллионов книг и рукописей, а также 14 тысяч других произведений искусства, навсегда утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий. Спасение сокровищ Флоренции (поиск и очистка от тонн грязи, просушивание, консервация) стало в последующие дни подвигом многочисленных добровольцев из Италии и остального мира. Флоренция связана и с русской культурой. Здесь в 1868–1869 годах Ф.М.Достоевский закончил роман «Идиот». На одном из домов рядом с палаццо Питти висит памятная доска в честь этого события. В 1890 году во Флоренции жил П.И.Чайковский. Его бывшая вилла также отмечено мемориальной доской. Связана Флоренция и с известным российским родом Демидовых. Одна из бывших вилл Медичи до сих пор известна как Вилла Демидофф (итал. Villa Demidoff), таким же именем часто называют и вторую виллу тоже в окрестностях Флоренции – Виллу Сан Донато. Первая из них связана с именем Павла Павловича Демидова (1839–1885), князя Сан-Донато, который здесь и умер. А вторая – с именем его деда, Николая Никитича Демидова (1773–1828), посла Российского двора, который и соединил судьбы династии с Флоренцией. В память о «Никколо Демидофф» названа площадь на берегу Арно, на которой стоит многофигурный памятник под стеклянной крышей, заказанный потомками мецената и дипломата скульптору Лоренцо Бартолини. Достопримечательностей во Флоренции множество. Расскажу лишь о наиболее знаменательных. Начнем, пожалуй, с храмов, но тоже самых интересных. В центре Флоренции на Соборной площади находится кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре (Дуомо, 1296–1436). Храм облицован мраморными панелями зеленого и розового цветов с белой каймой и увенчан огромным куполом красного цвета (по проекту Ф.Брунеллески). Дуомо начали строить в конце XIII века на месте старого кафедрального собора Санта Репарата по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио, который применил в своем проекте норманнские и готические архитектурные элементы. Но в 1310 году зодчий скончался, и работы были приостановлены до 1331 года, когда попечение над строительством взяла на себя гильдия торговцев шерстью. Главным архитектором становится знаменитый художник и архитектор Джотто ди Бондоне ил просто Джотто, но вместо продолжения строительства собора он начинает в 1334 году возведение кампанилы (колокольни). Но в 1337 году Джотто умирает, не доведя до конца строительство колокольни, которая вошла в историю под именем Кампанила Джотто. Кампаниллу высотой 84 м к середине XIV века достраивали под руководством Франческо Таленти. Последние штрихи в работе над нефом и алтарем были завершены в 1420 году, тогда именно был достроен верхний ярус восьмигранного барабана из зеленого и белого мрамора. В том же году величайший скульптор и эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески начинает возведение купола. Собор был освящен в 1436 году, но фасад был не до конца завершен. В 1587 году Франческо Медичи приказывает разобрать существовавший фасад и построить его заново. С тех пор предлагались самые разные проекты нового фасада, но строительство каждый раз откладывалось. Существующий ныне фасад появился лишь в 1887 году (авт. Эмилио де Фабрис). Среди деталей интерьера собора следует отметить часы (1443, авт. П.Уччелло), идущие по сей день. Их стрелка движется против обычного направления. Внутри собора находятся могилы его создателей – Брунеллески и Джотто. Рядом с собором на площади Дуомо находится баптистерий (крестильня), посвященная Иоанну Крестителю. Это самое старое здание на площади, в его основе романское строение V века. Мраморная облицовка была выполнена в XI–XII веках. Свод купола украшен византийскими мозаиками (XIII–XIV вв) на темы Страшного суда. Очень интересны ворота Баптистерия. Наиболее древние – южные ворота (авт. Андреа Пизано) – содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти: северные ворота (1401–1424) также содержат 28 панелей с картинами из Нового Завета; восточные ворота (1425–1452) разделены на 10 золоченых панелей без рам и представляют библейские истории. Микеланджело назвал эти ворота «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо. Копия восточных ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли свое место). Собор Санта Мария дель Фьоре изображен на авторском керамическом колокольчике «Флоренция» из подраздела «Храмы, соборы». Базилика Сан-Лоренцо – самая древняя церковь Флоренции (с 393 г.). Храм дважды реконструировали: сначала в 1060-м его перестроили в романском стиле, а затем в XV веке церковь приобрела современный облик по проекту Брунеллески. Фасад лишен мраморной облицовки, т.к. проект Микеланджело по облицовке церкви мрамором так и не был осуществлен. В интерьере церкви привлекают внимание две бронзовые кафедры работы Донателло, «Благовещение» Филиппо Липпи в капелле Мартелли и две сакристии в трансептах. Старая сакристия была спроектирована Брунеллески и украшена Донателло. Новую Сакристию (1520) создал Микеланджело, который является также автором находящихся здесь гробниц Медичи – Джулиано, герцога Немурского, и Лоренцо, герцога Урбинского. Саркофаг первого охраняют обнаженные фигуры-аллегории «День» и «Ночь», саркофаг второго – «Вечер» и «Утро». Здание Капеллы Медичи (фамильный склеп Медичи) находится позади церкви Сан-Лоренцо. Здесь располагается гробница основателя династии – Козимо Старшего, гробница Донателло, гробницы лотарингских и других великих герцогов. Из Капеллы Медичи можно подняться в большую Капеллу Принцев (1602–XVIII в.), где находятся шесть арочных саркофагов великих герцогов: Козимо III, Франческо I, Козимо I, Фердинанда I, Козимо II и Фердинанда II; на двух саркофагах установлены статуи усопших, выполненные скульптором Такка. Коридор соединяет Капеллу Принцев с Новой Сакристией. Базилика Санта-Кроче – самая крупная в мире францисканская церковь в готическом стиле (с 1294, освящена в 1442 г.). Ее строительство было начато, возможно, Арнольфо ди Камбио, а фасад и три его портала были закончены по проекту Н. Матаса (XIX в.). Тогда же по проекту Дж. Баккани была возведена колокольня. Церковь многократно перестраивали, поэтому много древних ее частей утрачено. Так фрески Андреа Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари. Церковь украшена множеством фресок и скульптур работы Джотто и других знаменитых художников и скульпторов: Донателло, Антонио Канова, Таддео Гадди, Антонио и Бернардо Росселлино и многих других. Базилика является своеобразным пантеоном, где похоронены около 300 знаменитых людей: поэт Д.Алигьери, астроном Г.Галилей, мыслитель Н.Макиавелли, скульптор Микеланджело Буонарроти, композитор Дж.Россини, физик Э.Ферми, польский композитор М.Огинский. Церковь Орсанмикеле (1337–1350, арх. Арнольфо ди Камбио и Франческо Таленти), расположенная на месте женского монастыря VIII века «Архангела Михаила в Саду», имеет нетипичный для храма вид. Это связано с тем, что в 1240 году на месте монастыря возник рынок, где на первом этаже, в открытой лоджии торговали зерном, на втором этаже было зернохранилище. Но в память о существовавшем храме на стенах были установлены два образа св. Михаила и Богоматери. В XIV веке арки заложили камнями, а рынок перенесли в другое место. На первом этаже устроили церковь, которая сильно разбогатела во время эпидемии чумы 1348 года, что позволило святым отцам заказать большой табернакль (дарохранительницу) из мрамора работы А.Орканьи. В том же веке здание становится и центром ремесленных цехов. В последующие десятилетия на пожертвования цеховых гильдий в нишах на четырех внешних стенах церкви было установлено 14 скульптур святых – покровителей гильдий работы известных мастеров: Нанни ди Банко, Донателло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Вероккьо. Но что интересно, второй этаж продолжал использоваться в качестве зернохранилища вплоть до 1569 года, когда Козимо I Медичи перевел туда свой юридический архив, а позднее оформил огромный зал для проведения торжественных приемов. Недалеко от Дуомо стоит маленькая церковь святой Маргариты Антиохийской или Санта-Маргарита деи Черки (с 1032 г.) – внешне ничем не примечательная, внутри довольно скромная. В интерьере церкви примечателен большой алтарь работы Лоренцо ди Биччи (XV век). По легенде именно здесь великий Данте Алигьери познакомился со своей Беатриче. Более того, в храме находится и могильная плита Беатриче Портинари, хотя, по мнению большинства исследователей, возлюбленная поэта похоронена в другой усыпальнице (скорее всего, во внутреннем дворике базилики Санта-Кроче). Церковь находится неподалеку от дома Данте, и некоторые историки считают, что именно эта церковь была семейной церковью Данте (по другим версиям, это была церковь святого Мартина), поэтому храм часто называют «Церковью Данте».
А с домом Данте приключилась забавная история. Почему-то уже начиная с XV века появилась уверенность, что бывший дом Данте располагался в башне на одной из флорентийских улиц. В XIII веке во Флоренции было не менее 50 таких жилых башен высотой до 70 м. С XV века этот дом с башней Данте стали охранять и беречь, но когда уже в наше время решили открыть там музей, подняли документы, и выяснилось, что этот дом – вовсе не дом поэта, а просто очень на него похожий. Настоящий же дом Данте скорее всего, был уничтожен сразу после изгнания поэта из Флоренции. Но музей Данте в доме все-таки открыли! Центральной площадью Флоренции является площадь Синьории. Во времена римлян здесь театр. В XII–XIII веках на этом месте построили 36 башен для семейства Уберти, сторонниками императорской власти (гибеллинами). В 1260 году, когда победили сторонники папской власти (гвельфы) все постройки семейства Уберти разрушены, а на образовавшейся площади в 1294 году начинается строительство Палаццо Веккио (Старого дворца) по проекту А. ди Камбио. Сейчас здесь расположен Муниципалитет Флоренции. Здание возводили как крепость для защиты резиденции приоров, над ним возвышается 94-метровая башня (1310). На фасаде можно видеть фрески с девятью гербами коммун города. Среди интерьеров палаццо заслуживают упоминания Салон пятисот (арх. Кронак, декорирование Вазари) для проведения заседаний Большого Народного Совета после вторичного изгнания Медичи из Флоренции; апартаменты Элеоноры Толедской; Аудиенц-зал; Зал лилий с фресками Доменико Гирландайо, где выставлена «Юдифь» работы Донателло. На площади Синьории находится и ряд скульптур, в том числе и копия «Давида» работы Микеланджело, заменившая в 1873 году оригинал, переехавший в Галереи Академии, а также фонтан «Нептун» (1570, авт. Б.Амманати). На площадь Синьории выходит и Лоджия Ланци или Лоджия Синьории или Лоджия Орканьи (1376–1382, арх. Бенчи ди Чионе и Симоне Таленти) – яркий образец позднеготической архитектуры, своеобразный музей скульптур под открытым небом. Первоначально предназначалась для собраний и приемов Флорентийской республики. Здесь можно увидеть подлинного «Персея» работы Б.Челлини (XVI в.), древнегреческую скульптуру «Аякс с телом Патрокла», «Похищение сабинянок» (кон. XVI в., авт. Джамболоньи), «Геркулес и Кентавр» (сер. XVI в., авт. Джамболоньи), «Похищение Поликсены» (XIX в., авт. Пио Феди), у задней стены лоджии находятся несколько античных статуй женщин. Если на площади Синьории встать лицом к Палаццо Веккио, то направо находится Уффици – одна из самых всемирно известных картинных галерей. Здесь представлена обширная панорама различных школ живописи. Это и флорентийская школа, и венецианская, и другие итальянские школы, а также богатая подборка фламандских полотен с известной серией автопортретов. Кроме живописи в галерее есть залы, посвященные античной скульптуре, и залы с богатейшей коллекцией гобеленов. Здание галереи (1560–1580, арх. Дж.Вазари) начали возводить по заказу семьи Медичи для административных целей, но уже с 1575 года началось формирование музея, основу которого составила семейная коллекция Медичи. В 1737 году Анна Мария Людовика – последняя представительница клана – передала собрание в дар Флоренции. Галерея Уффици состоит из двух корпусов с лоджиями на нижнем этаже. В глубине оба строения соединены третьим корпусом с огромной аркадой, выходящей на набережную реки Арно. Кроме Картинной галереи, занимающей третий этаж, в здании находятся Государственные архивы, где хранятся раритетные документы по истории города, а также Кабинет рисунков и гравюр, где представлена уникальная коллекция, начало которой было положено в XVII веке по инициативе кардинала Леопольда Медичи. В просторных коридорах выставлены греческие и римские скульптуры. Живописные полотна висят в хронологическом порядке, что позволяет проследить историю развития флорентийского искусства со времен Византии до Высокого Возрождения. Среди представленных в галерее шедевров – «Поклонение волхвов» Джентиле да Фабиано, «Рождение Венеры» и «Весна» Боттичелли, полотна Рафаэля, Тициана, Рубенса, Перуждио. Из галереи Уффици через мост Понте Веккио можно попасть в другой знаменитый флорентийский музей – палаццо Питти, но пока задержимся на мосту. Это наиболее живописный и древний из 10 флорентийских мостов, соединяющих берега Арно. Еще при римлянах на этом месте был построен деревянный мост, просуществовавший до 1117 года. Его сменил каменный мост, снесенный наводнением 1333 года. В 1345 году по проекту архитектора Нери ди Фьораванти был возведен трехарочный мост, существующий доныне. По обеим сторонам моста находятся дома с многочисленными лавками. Еще во времена Средневековья их сдавали торговцам, с которых в городскую казну вносилась арендная плата. Сначала на Понте Веккио вели торговлю мясники и зеленщики, но в конце XVI века по специальному указу сюда были водворены ювелиры, поэтому существует второе название Понте Веккио – «Золотой мост». Кстати, среди многочисленных ювелирных изделий, нам на мосту встретился и золотой кулон в виде колокольчика. С течением времени мост несколько реконструировали. В центре пролетов моста сделали открытую площадку с бюстом Бенвенуто Челлини, с которой можно любоваться рекой и другими мостами города. Над домами моста проходит т.н. «Коридор Вазари». Его архитектор сделал для того, чтобы Козимо I Медичи мог спокойно проходить из палаццо Веккио в палаццо Питти, минуя зловонные лавки мясников. Вдоль коридора идет ряд небольших круглых окон, из которых, по легенде, правитель мог подслушивать, о чем говорят простые люди внизу на мосту. Палаццо Питти – самый большой из флорентийских дворцов – находится на одноименной площади. Он был возведен в середине XV века, вероятно, по проекту Брунеллески. В XVI веке по поручению Медичи Бартоломео Амманнати расширил здание. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Медичи, затем династии Лотарингских герцогов и, наконец, итальянской королевской фамилии. Сегодня Питти – один из самых крупных музейных комплексов Флоренции. Здесь размещены Палатинская галерея с шедеврами Рафаэля (их здесь 11),Тициана, Тинторетто, Караваджо и других мастеров; Галерея современного искусства; Музей серебра; Музей карет и Галерея костюма – крупнейшее в Италии собрание, посвященное истории моды Позади палаццо Питти расположены сады Боболи, заложенные в 1549 году по указанию Элеоноры Толедской, супруги Козимо I Медичи. Его обустройством занимались пять архитекторов. Начал работы Бартоломео Амманати по рисунку Никколо Триболо, продолжил Бернардо Буонталенти и окончили Джулио и Альфонсо Париджи, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. В 1766 году сады открыли для свободного посещения. Скульптуры для садов Боболи, особенно расположенные вдоль старинной кипарисовой аллеи Вьоттолоне, выполнил Б.Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов. Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В амфитеатре проходили самые первые оперные спектакли в мире. В центре амфитеатра расположен древнеегипетский обелиск из Луксора, украшавший ранее римскую виллу Медичи. На этой центральной дорожке находится фонтан Нептуна и скульптура Стольдо Лоренци. Над парковым ансамблем возвышается маленькая крепость Бельведере (1590 году, арх. Буонталетти), где в трех залах Казино де Кавальере (Кавалерский домик)расположен Музей фарфора. В подразделе «Керамические колокольчики» есть еще один авторский керамический колокольчик из Флоренции. По материалам Giovanni Casetta «Путеводитель по Флоренции» (изд-во Becocci Editore), Википедии и сайтов www.cult-turist.ru, www.florence-info.ru, www.rgb-tour.ru, www.uadream.com, www.votpusk.ru |