Ростов Великий |
||||||||||||||||||||||||||||||
Ростов Великий – город в Ярославской области (Россия), Ростовский район. Районный центр Ярославской области. Население 33,6 тысяч человек (2005). Расположен на берегу озера Неро, в 53 км от Ярославля, в 202 км от Москвы, на трассе Москва–Архангельск, в нём имеются железнодорожный и автобусный вокзалы. Ростов часто называют Ростов Великий, чтобы отличить его от Ростова-на-Дону.
Ростов – один из старейших городов России. Первое упоминание о нём относится к 862 году. По легенде, Ростов стоит на том месте, где некогда был Россов стан – место военной стоянки легендарного царевича Росса-Вандала, сына царя Рагуила. Со второй половины XI века Ростов – центральный город Северо-Восточной Руси, территории, ставшей основой современной России. С принятием на Руси христианства в 988 году в Ростове была основана епископия. Город стал центром епархии, местом расположения архиерейской резиденции. До 2-й четверти XII века Ростов являлся столицей Ростово-Суздальского княжества. В 1125 году Юрий Долгорукий перенёс столицу в Суздаль. В начале XIII века появляется самостоятельное Ростовское княжество, быстро ставшее одним из влиятельнейших политических центров Русской земли. Ростов был одним из самых больших городов на северо-востоке Руси, площадь его укреплённой части, окружённой валом и рвом, составляла более 100 гектаров. В городе существовали княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей.
Развитие Ростова было прервано татаро-монгольским нашествием, город был захвачен и разорён. В 1238 году дружина ростовского князя Василько в составе объединённых русских сил под предводительством великого князя Юрия участвовала в битве с полчищами Батыя на реке Сить. Из Ростова не раз начинались выступления против татар. Одно из крупнейших восстаний произошло в 1262 году. Ростовская дружина участвовала в битве на Куликовом поле.
В конце XV века Ростов полностью теряет политическую самостоятельность, земли Ростовского княжества влились в состав Московского, но город продолжал оставаться крупнейшим церковным центром. При царе Иване Грозном Ростов был взят в опричнину. В смутное время Ростов не избежал трагической участи многих русских городов. В 1608 году он был сожжён и разграблен польско-литовскими интервентами, после чего вокруг его центральной части была насыпана земляная крепость. На протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Территория Ростовской епархии простиралась далеко за пределы современной Ярославской области, а ростовские иерархи были в числе наиболее влиятельных церковных владык. В конце XIV века ростовские архиереи получили сан архиепископов, а в конце XVI века – митрополитов. Ростовская митрополия была одной из богатейших в России. Во второй половине XVII столетия по инициативе митрополита Ионы Сысоевича в Ростове разворачивается строительство новой архиерейской резиденции. За короткий срок в центре города был возведён величественный ансамбль митрополичьего двора, окружённого крепостными стенами с высокими башнями. На Соборной площади при кафедральном Успенском соборе была построена уникальная звонница, для которой были отлиты огромные тысячепудовые колокола. В XVI–XVII веках был простроен ряд городских и пригородных монастырей, значительная часть которых сохранилась до нашего времени.
В конце XVIII века центр Ростово-Ярославской епархии был перемещён из Ростова в Ярославль. По губернской реформе 1778 года Ростов стал уездным центром, началась перепланировка города по регулярному плану. Со второй половины XVIII века и почти до конца XIX века в городе проводилась знаменитая Ростовская ярмарка, благодаря которой Ростов сохранял за собой значение важного торгового и экономического центра Ярославской губернии. В это время в городе развивается финифтяный промысел. Ростов становится одним из центров производства расписной финифти.
Со второй половины XIX века в Ростове начинается восстановление и реставрация архитектурных памятников Ростовского кремля. В 1883 году в кремле открылся «Музей церковных древностей», который продолжает своё существование и в настоящее время и является значительным культурным и научным центром. Ныне государственный музей-заповедник носит название «Ростовский кремль». Ему принадлежит богатейшее собрание памятников древнерусского искусства – уникальные коллекции икон, древнерусского лицевого шитья, произведений живописи и графики XVIII–XX веков, древнерусских рукописей и документов, археологии. В 1995 году ростовский музей включен в Список особо ценных объектов культурного наследия России. В городе работает 12 промышленных предприятий, преимущественно, относящихся к лёгкой и пищевой промышленности. Известнейшим предприятием, составившим славу современному Ростову является фабрика «Ростовская финифть». Продукция ростовских художников-эмальеров известна по всей России и получила международное признание.
Ростов – жемчужина Золотого Кольца, объединяющего старейшие города России. Большую ценность представляет каменная и деревянная застройка города XVIII–XX веков. Классикой не только русского, но и мирового искусства стали постройки бывшего Архиерейского дома XVII века – Ростовский кремль, стоящие на берегу озера Неро. Ростовский Кремль возводился как резиденция митрополита и не был рассчитан на оборону, поэтому стены кремля имели декоративный характер. В архитектурный ансамбль Кремля входят: Успенский собор (1508–1512); Звонница Успенского собора (1682–1687); Святые ворота; Надвратная церковь Воскресения (1670); Судный приказ (1650–1660); Церковь Иоанна Богослова (1683); Церковь Одигитрии (1693); Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675); Церковь Григория Богослова (1680); Красная палата (1670–1680); «Дом на погребах» (XVII в.); Самуилов корпус; Белая (Столовая) палата; башни кремля.
Успенский собор (1508–1512) стоит на месте своих белокаменных предшественников XII–XIII века. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Это монументальное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м. Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т.п. придают облику храма особую пластическую выразительность.
Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны – уникальный набор музыкальных произведений XVII–XIX веков, неотделимый от замечательного музыкального инструмента – знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны, до самого малого, имеет своё особое звучание. Звонница Успенского собора (1682–1687) сооружена к юго-востоку от Успенского собора, состоит из двух объёмов и увенчанная четырьмя главами. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, первоначально были отлиты колокол «Полиелейный» (1000 пудов) и колокол «Лебедь» (500 пудов), вскоре был отлит самый большой колокол «Сысой» весом 2000 пудов.
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает одной из крупнейших в России коллекций ростовской финифти, насчитывающей около 2,5 тысячи миниатюр XVIII–XX веков. Начало собранию было положено в конце XIX века, но в основном коллекция наиболее активно пополнялась в конце 1920-х годов, когда шло массовое закрытие церквей и монастырей. В некоторых случаях предметы старины изымались из ризниц еще действующих храмов.
В музейном собрании представлены эмали, некогда украшавшие церковную утварь всех монастырей и храмов Ростова. В комплектовании коллекции приняли участие наследники крупнейших организаторов промысла, скупщиков начала XX века Фуртова, Завьялова, Кузнецова, Виноградова. 75 эмалевых миниатюр поступило из собрания одного из основателей музея А.А.Титова, который содержал мастерскую по производству финифти, а также способствовал популяризации промысла, представляя его на различных выставках. Собрание эмалей пополнялось и в 1970–1990-х годов за счет приобретений дореволюционной финифти у частных лиц и современных произведений у самих мастеров.
В Ростовском кремле находится и ещё одна интересная экспозиция – «Ямские колокольчики и бубенцы из собрания Вячеслава Александровича Кима» (1938–2000), бывшего дипектора ГМЗ «Ростовский кремль», затем – заведующего Музеем личных коллекций. Поддужный колокольчик вместе с бубенцами как непременный атрибут троечной запряжки был символом России на протяжении полутора веков. Появившись во второй половине XVIII столетия, когда была упорядочена ямская гоньба и приведены в порядок дороги, поддужный колокольчик помещался на каждой почтовой или фельдъегерской тройке как сигнальное средство, отличающее государственную повозку от обывательской. По мере разрастания сети железных дорог и сокращения ямских перевозок колокольчик постепенно выходил из обращения.
В.А.Кимом в 1980–90-х годах была собрана большая коллекция колокольчиков и бубенцов, насчитывающая более 2000 предметов, и включающая не только поддужные колокольчики различных центров производства, но и колокольчики подшейные, дверные, кабинетные, рыбацкие, станционные и другие, а также детали конской упряжи. О составе его коллекции лучше всего говорит каталог, изданный в Ростове в 1998 году, эпиграфом к которому автор выбрал фразу: «Сделал все, что мог. Пусть другие сделают лучше». В него не вошли более трех сотен колокольчиков различной формы без надписей или с надписью «Дар Валдая», украшенные орнаментами и изображениями, а также приобретения последних двух лет. В 1999–2000 годах коллекция была перемещена владельцем в ГМЗ «Ростовский кремль» для создания на её основе Музея личных коллекций (на правах отдела ГМЗ).
К сожалению, сам В.А.Ким не дожил до открытия экспозиции, которое состоялось 17 августа 2001 года, в день рождения Вячеслава Александровича. К открытию было приурочено проведение 17–18 августа колоколоведческих чтений, посвящённых памяти В.А.Кима. На западной окраине Ростова, на берегу озера Неро, находится Спасо-Яковлевский монастырь, который был основан в конце XIV века ростовским епископом Иаковым. Тогда все постройки были деревянными, и ни одна из них не сохранилась до наших дней.
Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686). Почти полное отсутствие декора сближает его с церковью Спаса Нерукотворного Ростовского кремля. XVII век для монастыря стал временем наивысшего расцвета, что было вызвано почитанием св. Димитрия (1651–1709) – митрополита Ростовского, захороненного в обители и канонизированного в 1757 году. В 1794–1802 годах на средства графа Н.П.Шереметева был возведен Димитриевский собор (архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов). В 1725 году вплотную к Зачатьевскому был пристроен Яковлевский храм, неоднократно подвергавшийся перестройкам (позднейшая – в 1836 году). Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой. На углах и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами – высокая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус. В 1928 году монастырь (как и многие другие ростовские храмы) был закрыт. Лишь в 1989 году он возвращён Русской Православной Церкви и является действующим мужским монастырём. Теперь в нем открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же пребывают икона Ватопедской Божией Матери и келейная св. Димитрия Ростовского. В коллекции имеется несколько колокольчиков из Ростова Великого: керамический «Ростов Великий» с изображением ростовского герба и одной из ростовских церквей (раздел «География» подраздел «Гербы, флаги»; металлический «Ростов Великий» со вставками из финифти и керамический «Ростов Великий» (раздел «География» подраздел «Географические объекты»); из майолики, изображающий «Губернаторскую» беседку в Ярославле (раздел «Архитектура» подраздел «Колокольчики-домики»). В «Титулярнике» – Большой государственной книге 1672 г. – было уже дано следующее описание герба Ростова Великого: «В седьмой червленой части герб Ростовский – серебряный олень с золотым ошейником». Ростовский герб, утвержденный 20 июля 1778 года, описывался так: «В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотые». В таком виде ростовский герб сохранился до наших дней. В «Полном собрании законов Российской империи», где даны описания всех российских гербов, про ростовский герб сказано, что «герб старый». Примечательно, что олень на гербе не обычный, а северный, что еще раз подтверждает его древность, поскольку эти копытные животные в изобилии водились на территории нашей области в далеком прошлом. Еще в древние времена существовал культ обожествления этого животного жителями Ростовского края. Если спросить в ростовской деревне у старых людей, когда кончается лето и купаться уже нельзя, они ответят: «В праздник первого Спаса, – и добавят: – Олень окунул копыто в воду». Очевидно, когда-то северные олени действительно обитали в ростовских краях, что привело к их обожествлению и включению оленя в герб Ростова. Но есть и другая легенда, что когда крестивший Русь киевский князь Владимир был в Ростове, он, якобы, убил здесь оленя, которого изобразил на печати, данной ростовским купцам для свободной торговли по всем русским городам. Но у историков таких сведений нет. По материалам Википедии и сайта http://sudar-mb.narod.ru. |