Замок Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн возвышается над мрачным ущельем в Баварских Альпах, по дну которого течет река Пеллат. Кажется, что башни этого волшебного замка цвета слоновой кости парят на фоне темно-зеленых елей. Нойшвантайн, придуманный и построенный королем Людвигом II (1845–1886), выглядит более «средневековым», чем настоящие средневековые постройки.

В ущелье Пеллат

Мечты о замке у Людвига родились еще в детстве, проведённом по соседству, в родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году. Людвиг был страстным почитателем германской мифологии и, судя по всему, отождествлял себя с рыцарем-лебедем Лоэнгрином. Унаследовав королевский трон, Людвиг распорядился начать строительство сказочного замка, который во всех отношениях соответствовал бы идеалам древнего германского рыцарства. В полутора километрах от Хоэншвангау, дворца его отца Максимилиана, на скале стояла разрушенная сторожевая башня. Это скала, решил Людвиг, и послужит строительной площадкой для Нойшванштайн, его «дома с лебедем». 5 сентября 1869 года в фундамент главного здания – Паласа – был заложен первый камень.

Вид из окна замка

во внутренний двор

Замок Нойшванштайн, посвященный рыцарю Лоэнгрину, первоначально задумывался как трехэтажная готическая крепость. Постепенно проект претерпевал изменения, пока палас не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига, соответствовали легенде. Замок-сказка, вознесший свои будто игрушечные башенки и галереи над лесистыми холмами в Баварских Альпах под городом Фюссеном близ австрийской границы. Планы и чертежи Нойшванштайна разработали Эдуард Ридель и Георг Дольман. Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. При этом у замка весьма внушительные размеры, да и строился он в течение семнадцати лет. К тому же всё здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой.

Каждый зал замка – это гимн операм Вагнера, героям германских легенд.

Тронный зал

(фото с сайта http://europa.km.ru)

Мраморный тронный зал был задуман как зал Парцифаля. Планы помещения в роскошном византийском стиле были созданы Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом. Это двухъярусный зал с длинными рядами колонн, украшенный имитацией порфира и лазурита. Он заканчивается полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Под сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир, Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик. Драгоценный канделябр в форме византийской короны ил позолоченной меди несет 96 свечей и весит 18 центнеров.

Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Они изображают миннезингеров, а также сцены из легендарного песенного состязания в Вартбурге 1207 года.

Зал певцов

(фото с сайта http://europa.km.ru)

Неоготическая королевская опочивальня ослепляет изобилием резных украшений и орнаментов. Четырнадцать резчиков в течение четырех с половиной лет трудились над их изготовлением. Картинное убранство помещения посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II, посвящённая Св. Людовику – королю Людовику Французскому – в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь.

Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемом «лебединым» углом, посвящена образу лебединого рыцаря Лоэнгрина. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине. Кроме того, лебединый мотив возникает в резных украшениях деревянной обшивки и в золотом шитье на шелковых обивках и портьерах.

Рабочий кабинет короля оформлен в романском стиле. Созданные Иосифом Айгнером гобелены, филигранно вработанные в дубовую обшивку стен, иллюстрируют легенды о Тангейзере и состязании певцов в Вартбурге.

Вид из окна замка

на Баварские Альпы, озеро Альпзее и замок Хоэншвангау

Зал певцов занимает всю восточную часть четвертого этажа. Несколько лет назад в этом великолепном зале стали проводить замечательные концерты.

На колокольчике «Нойшванштайн», купленном в Мюнхене, изображён сам замок, а на обратной стороне можно увидеть герб Баварии, который официально описывается так: «Увенчанный короной щит с полем, веретенообразно окрашенным серебром и лазурью», то есть покрытым белыми и голубыми ромбами. Этот герб принадлежал сначала графам фон Богенам, которые жили под Регенсбургом до 1242 года. Когда род вымер, их владения и герб переняли находившиеся с ними в свояческом родстве Виттельсбахи, а чуть позже герб стал символом всей Баварии. Вокруг герба расположены эдельвейсы, т.к. в альпийских предгорьях существует предание о юноше, влюбившемся в портрет красавицы-принцессы, пожелавшей выйти замуж только за того, кто добудет для нее эдельвейсы. Исполнить это желание и до него пытались многие, но тщетны были их усилия. Хотя и героя легенды постигло разочарование – цветы он принёс, вот только принцесса к тому времени уже состарилась. Вот такая грустная история…

Колокольчик отнесён к разделу «Архитектура» подраздел «Здания, сооружения».