Ротенбург об дер Таубер

На пересечении Дороги Крепостей и Романтической Дороги, над долиной реки Таубер, расположен один из самых интересных, самых красивых городов Германии – Ротенбург об дер Таубер (часто в путеводителях можно встретить название Ротенбург-на-Таубере).

Название «Ротенбург», в переводе означает «красная крепость»: стены крепости, положившей начало городу, были выложены из красного кирпича. Но, поскольку, красный кирпич – не такой уж редкий строительный материал в Германии, то для точности город стали называть Ротенбург об дер Таубер, что дословно означает «красная крепость над рекой Таубер».

Первые упоминания о Ротенбурге можно найти в летописях IX века. Замок Кайзербург (Kaiserburg), построенный на правом берегу реки Таубер в 1142 году как императорский замок династии Штауфенов, положил начало развитию Ротенбурга. В 1274 году город получил Вольную грамоту, и с этого момента началась эпоха его бурного расцвета, пик которого пришелся на конец XIV– начало XV века. Но во время Тридцатилетней войны (1618–1648) Ротенбург потерял своё могущество, а затем отошел Баварии.

У городской стены

Каменное кольцо крепостной стены призвано было служить надежной защитой этому городу Германии. Своей мощью особенно впечатляет бастион Шпитальбаштай (Spitalbastei) – семь ворот, подъёмный мост и двойной ход по крепостной стене. Сегодня Ротенбург об дер Таубер – это настоящий город-музей, практически полностью сохранивший свой средневековый облик (к счастью, во время Второй мировой войны он практически не пострадал от бомбардировок).

В центре города находится церковь Св. Якова, построенная в конце XIV–начале XV века. Её внутреннее убранство поражает своим великолепием, особенную художественную ценность представляет резной «Алтарь Крови Господней», выполненный знаменитым резчиком по дереву Тильманом Рименшнейдером и чудесные витражи на окнах.

Церковь Св. Якова

На Рыночной площади расположено здание Ратуши, с барочной аркадой, построенное в смешанном стиле готики и ренессанса. С высокой башни Ратуши открывается вид на город и на долину реки Таубер, а в подвале расположена своеобразная экспозиция Музея средневекового уголовного права (Kriminalmuseum), самого значительного правоведческого музея Германии. Она рассказывает о бытовавших в XII–XVIII веках «правовых отношениях в обществе», а точнее – обо всём разнообразии средневековых пыток и публичных наказаний. Деревянные «воротники» для дам, металлические маски позора в виде свиного рыла, с хоботом, длинным языком и пр., «пьяная бочка», в которую замуровывали трактирных завсегдатаев, пояса целомудрия, стулья с шипами и другие орудия истязаний и атрибуты позора.

В бывшем доминиканском женском монастыре XIII века, теперь расположился Музей имперского города Ротенбурга (Reichsstadtmuseum). Полностью сохранилась средневековая монастырская кухня. В экспозиции музея представлена живопись, скульптура, мебель, оружие, сельскохозяйственные и ремесленные орудия труда, игрушки – всё, что из века в век создавалось в этом городе Германии.

Староротенбургский домик ремесленников (Alt-Rothenburger Handwerkerhauschen) был построен в 1270 году. Сегодня 11 комнат музея с предельной точностью воспроизводят обстановку жилищ мастеров, и рассказывают о ремеслах, которыми они занимались.

Ратуша

В старом доме, построенном ещё в XV веке, находится крупнейший в Германии Музей кукол и игрушек (Puppen- und Spielzeugmuseum). В экспозиции музея представлено 800 игрушек, создававшихся в Германии и Франции в течение 200 лет: кукольные домики, кукольная посуда, кукольные магазины, театры, железная дорога, экипажи, крестьянские дворы, школы, карусели и пр.

Кроме этого, в Ротенбурге находится готическая церковь Св. Вольфганга (St. Wolfgangskirche), известная также как Пасторальная церковь. Кроме традиционных функций, храм выполнял и некоторые специфические – благодаря своим бойницам и подземным казематам кирха была составной частью городских укреплений у городских ворот Клингентор (Klingentor).

В квартале Пленляйн

Будучи в городе, обязательно пройдитесь по восхитительному кварталу Пленляйн, а в кафе на Рыночной площади отведайте излюбленное лакомство ротенбуржцев – так называемые «снежки». Клубок из полосок теста выпекают во фритюре, в специальной круглой металлической форме, а затем начиняют шоколадом, орехами и др. начинками; затем сверху обильно посыпают сахарной пудрой, и получается пирожное, по внешнему виду действительно очень напоминающее снежок, – словно вновь окунаешься в рождественскую сказку. Знаменитая Развилка в квартале Пленляйн изображена на эмалевой вставке металлического колокольчика «Ротербург» из подраздела «Географические объекты».

У входа в «Рождественскую деревню»

О Рождестве в Ротенбурге-на-Таубере не забывают никогда, это единственное место в Германии, где новогодние и рождественские игрушки и сувениры можно купить всегда, независимо от времени года. Ангелочки, звёздочки и другие украшения продаются в уникальном музее-магазине «Рождественская деревня». Основал его тридцать лет назад бывший менеджер по продаже компьютеров Вильгельм Вольфарт. Бутик Christkindlmarkt («Рождественский базар») стал первым в Европе круглогодичным магазином такого рода. А в 1981 году «Рождественская деревня» состояла уже из пяти старинных домов в центре города. У входа красуется богато украшенная ель. Дальше – узкий проход в сам магазин. Справа и слева на посетителей смотрят «вайнахтсменнер» – немецкие «деды морозы», снеговики, плюшевые зверюшки, куклы и блестящие золотом ангелочки. Постепенно проход расширяется и выводит на украшенную к Рождеству «деревенскую площадь»: вокруг неё стоят укутанные «снегом» маленькие домики в фахверковом стиле. В центре площади медленно вращается пятиметровая елка. Тёмное небо над ней расцвечивается золотыми звездами и огоньками. Через несколько шагов посетители замирают перед многометровой пирамидой, украшенной резными фигурками. Рядом стоит огромный деревянный Щелкунчик. Вокруг – множество его маленьких копий, «курящие» человечки, рождественские пирамидки, музыкальные шкатулки, часы-кукушки. В корзинках и на ветках деревьев поблескивают разноцветные елочные шары.

В «Рождественской деревне»

Площадь «Рождественской деревни» – около тысячи квадратных метров. Здесь представлено более 30 тысяч видов товаров. В декорациях использовано около 4 км с более чем 80 тысячами лампочек. В сентябре 2000 года на втором этаже магазина «Рождественская деревня» открылся Немецкий музей Рождества. Это первый в Германии музей, где можно увидеть круглогодичную экспозицию, посвящённую как истории рождественских праздников, так и истории новогодних украшений. В «Рождественской деревне» наша коллекция пополнилась рядом колокольчиков. Снеговичка можно увидеть в «Человечках», стеклянные голубки поселились в «Фауне», латунный колокольчик со скрипичным ключом  – в «Металлических колокольчиках». В «Новогодних колокольчиках» заняли своё место две композиции с колокольчиками, синий металлический колокольчик со звездочками, медвежонок в стеклянном же колокольчике и фарфоровый колокольчик с Дедом Морозом, а в «Колокольчиках из нетрадиционных материалов» – цветные кружевные колокольчики.

В магазине плюшевых медведей

В Ротербурге мы также приобрели симпатичный синий «в горошек» керамический колокольчик (его можно увидеть в подразделе «Керамика»). Лишь в следующем году мы узнали, что этот колокольчик был изготовлен в польском городе Болеславец и относится к знаменитой болеславецкой керамике (или, как её называют в ФРГ, «керамика из Бунслау»).

На одном из рождественских колокольчиков, купленных в Ротенбурге, изображен ангел с фонариком («Guiding angel»). Рисунок этот выполнен по эскизам знаменитой монахини Хуммель.

21 мая 1909 года в семье коммерсанта Адольфа Хуммеля, в баварском городке Массинг родилась девочка Берта. С раннего детства Берта увлечённо рисовала. В 12 лет Берту приняли в школу для девочек в Симбахе, где преподавали сестры католического ордена Englische Fraulein. Здесь она создала свои первые иллюстрации к книге Фридриха В. Веберса. Монахини-преподавательницы настоятельно советовали ей продолжить образование в этом направлении, и в 18 лет Берта поступила в Мюнхенскую Академию прикладного искусства, где все преподаватели и студенты также отмечали ее художественный талант и рвение к учебе. Под влиянием студенток-монахинь из францисканского монастыря в Зисене, тоже учившихся в Академии, Берта, выросшая в религиозной семье,  приняла решение уйти в монастырь.

Рыночная площадь.

Трактир «Господ советников»

С апреля 1931 года и до конца своих дней бывшая Берта Хуммель, а ныне – сестра Мария Инносентия прожила в монастыре Зисен близ Вюртембергa. В монастыре Мария Инносентия продолжала любимое дело. Она преподавала рисование, занималась в монастырской мастерской изготовлением церковной парчи и в присущей ей художественной манере рисовала детей, альпийские пейзажи, портреты, религиозные мотивы. В 1932 году были организованы её первые выставки в Зисене и монастыре Beuron, напечатаны первые почтовые открытки. А через два года в издательстве Emil Fink в Штуттгарте тиражом 5000 экземпляров вышла первая книга её работ. Тогда же эту книгу увидел приехавший по делам в Мюнхен Франц Гёбель, совладелец фабрики фарфора под Кобургом. За этим тут же последовали договоры с художницей о создании фарфоровых фигурок по её эскизам. На Лейпцигской ярмарке 1935 года была представлена первая коллекция (скульпторы Р.Унгер и А.Мёллер). В это же время началась работа Хуммель с мюнхенским издательством Ars Sacra, выпустившим ее книгу Hui die Hummel (1939). Но времена в Германии менялись, и забавные дети Хуммель раздражали нацистов. Творчество монахини внутри страны было запрещено. В годы войны Хуммель помогала расквартированным в Зисене «для перевоспитания» немцам из Восточной Европы. Перенапряжение вылилось в туберкулёз, который  быстро усугублялся, и в ноябре 1946 года Берта Хуммель умерла. После неё осталось около 1300 картин, акварелей и рисунков, резьба по дереву и работы по текстилю.

Клеймо

на колокольчике

Творчество Хуммель очень разнообразно. Положение монахини обязывало изображать Мадонну с младенцем, ангелов, святых. Но со всех картин неизменно смотрели живые девичьи лица и сияющие детские глаза, прославившие Берту Хуммель на весь мир. Её ангелов отличали от детей лишь крылья и больший рост, а младенец Иисус и вовсе не отличался от земного окружения. Всё излучало доброту, чистоту, веру в мир и людей. Художественными образцами для Марии Инносентии служили картины испанца Мурильо, поздней готики, Дюрера, английских Прерафаэлитов, православные иконы с их особым великолепием нимбов. Подписывала М.И.Хуммель свои работы не только именем, но иногда и изображением шмеля – своеобразного «герба», символа ее фамилии. Но больше всего Берта Хуммель  рисовала детей: любопытными, познающими мир, смешными и серьёзными, подражающими взрослым и ищущими себя. Спокойные осенние тона ее рисунков располагают к размышлениям о том, что детство – преходяще, а дети, олицетворяющие жизнерадостность, невинность, любовь, нуждаются в защите.

По материалам сайта: http://mng.rusdeutsch.ru/.

 

Hosted by uCoz