Кольмар

Кольмар (Colmar), город в Эльзасе (северо-восток Франции), в восточных отрогах Вогезов, у реки Илль. Население 65 тысяч жителей (1999). Транспортный узел, связан с каналом Рейн–Рона. Развита текстильная промышленность, производство часов.

По данным археологических раскопок, люди жили в этом районе ещё с эпохи неолита, о чём свидетельствуют ценные находки, относящиеся к веку бронзы и железа.

В IX веке Кольмар, называвшийся тогда Columbaria, был обширным доменом, в котором проездом останавливались каролингские суверены. Лишь в период между X и началом ХIII века начинается заметный рост поселения, которое раньше было большой деревней. Кольмар становится свободным городом, затем попадает в прямую зависимость от императора. В 1278 году Рудольф Габсбург пожаловал Кольмару статус города, учреждается должность прево и Совет. В конце средневековья, с развитием буржуазии, Кольмар утверждается также как крупный центр искусства благодаря созданию многочисленных мастерских станковой живописи, производящих знаменитые панно в стиле «поздней готики». После Тридцатилетней войны Кольмар становится частью владений французской монархии. В 1698 году в городе появились иезуиты из Энзисгейма, обосновавшиеся в монастыре Св. Петра. В том же году в Кольмаре учреждается Независимый совет Эльзаса, состоящий из именитых юристов. После Французской революции Кольмар устанавливает вес более тесные административные связи с французским правительством. В период немецкой оккупации 1870–1918 годов облик некоторых улиц и площадей города значительно изменился, но следует признать, что Кольмар сумел сохранить памятники старины, перемены XIX века и сражения двух мировых войн не уничтожили остатков его прошлого. После 1945 года с этим наследием Кольмар переживает невиданный расцвет.

Койфхус (старая таможня) – этот ансамбль был сердцем экономической и политической жизни Кольмара в средние века. Второй этаж главного здания занимала городская администрация, а нижний – служил складом товаров. Дом окружали другие строения, ныне снесённые: Большая мясная лавка, Эйзенхаус (склад железа и других металлов), Аикенхаус (склад жиров), Монетная мастерская, Зерновой рынок, Соляной амбар. Самое старое здание Койфхуса было построено в 1480 году из желтого руффахского песчаника. Это просторное прямоугольное двухэтажное строение, с крутой островерхой крышей и с широким порталом, к которому примыкает небольшая боковая дверь. Такое же расположение дверей на северном фасаде, что позволяло въезжать повозкам с товарами внутрь здания и там разгружаться. Окна характерны для готической архитектуры: прямоугольные, лепные, с импостами. Интерьер здания очень простой: деревянные потолки поддерживаются каменными столбами. Окна второго этажа украшали витражи с гербами городов. К этому главному, более старому, зданию примыкает строение меньших размеров, его нижний этаж образован аркадой, увенчанной лоджией, выходящей на площадь Старой таможни. Ансамбль дополняет третье здание, возведённое в конце XVI века, служившее рынком привозного масла и сала. В 1897 году был построен каменный фонтан, увенчанный бронзовой статуей барона Лазаря де Швенди, сеньора Голандсберга (1522–1583 гг., Огюст Бартольди). Фонтан окружён восьмигранным бассейном.

Улица

Рю-де-Маршан.

Дом Пфистера

Рю-де-Маршан (улица Купцов). Первоначально называлась улица Черепа (Шедельгассе) и лишь с 1783 года стала Купеческой. Многие дома этой улицы отражают характер кольмарской архитектуры XVI века: каменные цокольные этажи, двери с лепниной, иногда сводчатые; верхние этажи с деревянной обрешеткой нередко нависают один над другим. Возраст этих домов подтверждается датами, часто указанными на дверных перемычках или на замках арок. Некоторые дома ещё сохранили старинные вывески. Дом № 52 называется «У медведя». Дом № 42 сохранил старинное оборудование ремесленной мастерской XVI века. В доме № 34 «Цум гринен хус» (У зеленого дома) жил кольмарский художник Гаспар Изенман. В Доме № 30 находится музей кольмарского скульптора Огюста Бартольди. Этот особняк XVIII века был основательно переделан в XIX веке. На улице Купцов находится и Дом Пфистера, построенный в 1537 году торговцем шляпами Людвигом Шерером на месте более старинного дома. С 1567 года домом владел торговец сукном Клаус Штатман, заказавший декор наружных стен, а с 1596 года домовладельцем стал ещё один купец, который отреставрировал его в 1613 году. Сейчас дом носит имя владельцев XIX века. В 1971 году его снова отреставрировали. Это просторный трехэтажный дом из руффахского песчаника с очень красивым угловым эркером. Этажи соединяются винтовой лестницей, находящейся в восьмигранной башенке. Однако главное достоинство здания – его наружная роспись на библейские темы: четыре Евангелиста, Отцы Церкви – на нижнем регистре; сцены из Книги Бытия – на втором регистре; другие ветхозаветные сцены и – на третьем регистре, здесь же (на третьем регистре) аллегорические фигуры: Любовь, Вера, Справедливость, Надежда, Сила и Воздержание; и изображения императоров Максимилиана, Карла, Фердинанда – под галереей третьего этажа.

Соборная площадь была разбита в 1784 году на месте бывшего кладбища Сен-Мартен. На ней находятся два интересных здания: Дом Адольфа и здание Кордегардии (1575). Наиболее старинные части Дома Адольфа относятся к XIV веку, но в XVI веке он был перестроен, о чём свидетельствует дата (1584) на двери бокового фасада. Кордегардия была возведена на месте бывшей кладбищенской часовни Св. Иакова (ХIII в.). Её арочный портал и лоджию украшает богатый орнамент, включающий декоративные элементы в виде львиных голов и маскаронов, а также мотивы скобяного дела на фризе лоджии. 

Соборная церковь Сен-Мартен

Соборная церковь Сен-Мартен – один из лучших образцов готической архитектуры Верхнего Рейна. Недавние раскопки показали, что с XI века здесь уже существовала церковь с квадратными хорами и выступающим трансептом. В 1235 году она была преобразована в соборную и затем реконструирована. Возведение новой церкви началось с восточной части и с трансепта и закончилось около 1240–1260 года. Западный фасад по традиционной схеме должен был иметь две симметричные башни, но в середине XIV века была завершена только южная. Хоры были реконструированы, вероятно, по проекту мастера Гийома из Марбурга (1350–1360). Витражи датируются началом XX века, за исключением прекрасных сцен из Ветхого Завета и Страстей Господних, находящихся сейчас в северном оконном проеме нартекса церкви Сен-Мартен.

Церковь доминиканцев

Церковь доминиканцев была заложена в XIII–XIV веках одновременно с Монастырём доминиканок Унтерлинден, Церковью Св. Екатерины и Францисканской церковью. В церкви доминиканцев воплощён идеал бедности и воздержания доминиканцев: её удлиненная апсида членится простыми контрфорсами; колокольня крайне упрощена, но внутри аркады высоких колонн без капителей объединяют внутренний объём. Стрельчатый свод венчают хоры.

В церкви Доминиканцев временно выставлена «Мадонна с кустом роз» – картина, написанная в 1473 году Мартином Шопгауэром для церкви Сен-Мартен. Мартин Шонгауэр, родившийся в Кольмаре около 1450 года, изобразил Мадонну с младенцем сидящей на скамейке, на фоне куста роз с птичками; два парящих ангела венчают ее. «Мадонна в саду» воплощает идеал нежности с такой глубокой выразительностью и считается одним из величайших шедевров северной живописи позднего средневековья.

Монастырь доминиканок Унтерлинден был основан в начале XIII века двумя вдовами знатных горожан Кольмара – Агнессой де Миттельнхейм и Агнессой де Гергхейм. В 1252 гду доминиканки окончательно обосновались в местечке, называвшемся Sub Tillia (Под липами) или по-немецки: Unter den Linden, и вскоре монастырь приобрёл большое значение. В 1269 году хоры церкви были освятил Альберт Великий, епископ Ратисбонна, в 1289 году был завершён монастырский клуатр. Процветание монастыря Унтерлинден продолжалось до XV века, а с XVI века начался его постепенный упадок. Лишь в XVIII веке жизнь в нём, по-видимому, вновь воскресает: к галерее клуатра добавляется ещё один ярус, видоизменяется неф часовни. В 1792 году монахини окончательно покинули монастырь. Здание спас от сноса в 1849 году Луи Гюго, создавший в 1847 году Фонд Шонгауэра. В 1852 году этот Фонд заложил основу музея, разместив в бывшем монастыре римские мозаики Бергхейма и коллекцию старинной живописи. В музее можно осмотреть замечательные произведения средневековья: панно Мартина Шонгауэра и живопись кольмарской школы, Иссенгеймcкий алтарь Грюневальда (объединяет деревянные скульптуры XV века мастера Никола из Хагенау, и панно, неподвижные или вращающиеся перед скульптурами, как створки, созданные в 1512–1516 годах Грюневальдом), романские и готические скульптуры. «Алтарь Иссенгейма» являлся главным алтарем часовни этого монастыря.

«Дом с Головами»

«Дом с Головами» (1609), построенный для кольмарского купца Антона Бюрже, дал в 1888 году название всей улице. По архитектурным деталям напоминает другие кольмарские здания той же эпохи, в частности дом Керна и особняки площади Марше-о-Фрюи. Особенность этого здания заключается в обилии декоративных элементов: кариатиды, головы и маскароны украшают не только портал и эркер, но также косяки и оконные импосты. Над вимпергом возвышается статуя эльзасского бочара – произведение Огюста Бартольди (1902).

В Квартале Кожевников до XVIII века жили только кожевники. По берегам протоки стоят дома XVI, XVII и XVIII веков: очень узкие и высокие, без подвалов, с высоким каменным основанием. Верхняя часть представляет собой деревянный каркас, заполненный саманом (смесью соломы с глиной). Крыши имели несколько рядов окошек, причём верхние ряды располагались с некоторым отступом, что позволяло ремесленникам сушить там кожи.  Улица Кожевников расширялась в XIV веке, а затем в 1883 году. Квартал был отреставрирован усилиями Национального фонда по охране исторических памятников и администрацией города Кольмара.

На площади

Си-Монтань-Нуар

Площадь Си-Монтань-Нуар – её название (шесть черных гор) связано с самой главной в средние века гостиницей, стоявшей на этом месте до 1880 года. В 1882 году на площади был установлен фонтан Россельмана (автор Бартольди), посвящённый прево города, который сумел в 1265 году отобрать Кольмар у дворян и сторонников страсбургского епископа. От площади Си-Монтань-Нуар две параллельные улицы ведут к Койфхусу. По главной улице (Гран-Рю) стоят красивые дома, в основном с деревянной обрешёткой. Интересен дом № 84 с двумя нависающими этажами. Улица Сен-Жан (Св. Иоанна) названа в честь отряда рыцарей Св. Иоанна, квартировавших в Кольмаре в первой половине XIII века. На улице находятся два колоритных здания: церковь, освящённая в 1268 году (сохранились лишь хоры, сильно изменённые в XIX веке, и трехчастный портал, украшенный колонками и розетками на угловых каменных опорах), и Дом Рыцарей Св. Иоанна (1608, зодчий Альбрехт Шмидт).

«Маленькая Венеция» – на запад от реки Лаух протянулся квартал огородников Крютено с главной улицей Тюренн. Этот квартал называется также «Маленькой Венецией», так как его живописные дома с обеих сторон плотно подступают к каналу. Квартал существовал с 1209 года, но за пределами крепостной стены, и был включён в город лишь с 1250 года. Мост через Лаух служил когда-то входом в город и назывался «водопойным мостом» (широкая набережная справа от него служила водопоем для скота).

Кольмар – город фестивалей. Среди них наиболее известны: в июле – Кольмарский международный фестиваль под художественным руководством Владимира Спивакова; в августе – Праздник эльзасских вин; в сентябре –Джазовый фестиваль; в октябре – Кольмарский кинофестиваль.

В Кольмаре коллекция пополнилась двумя колокольчиками. На первом – фарфоровом – изображена типичная кольмарская улочка. У колокольчика интересная ручка в виде аиста. Этих же птиц можно увидеть и на самом колокольчике – два аиста сидят в гнезде, остальные кружат над улочкой. Такое обилие аистов на колокольчике не случайно, ведь аист – символ Эльзаса. Колокольчик с аистами помещён в подраздел «Географические объекты». Второй колокольчик из Кольмара (подраздел «Ангелы») скорее даже не колокольчик, а рождественское украшение, но поскольку ангел держит в руках маленький латунный колокольчик, то будем считать его колокольчиком.

 

Hosted by uCoz